График доллар/рубль интервалами в 15 минут
После первого за столетие дефолта по международному долгу на фоне военного конфликта с Украиной можно было ожидать обвала российской валюты. Но нет.
Рубль взлетел почти до семилетнего максимума по отношению к доллару — неожиданный поворот для валюты, которая в начале года находилась в свободном падении после обострения отношений с Украиной. В среду рост рубля относительно доллара составил 42% в этом году, что делает его самой сильной валютой по отношению к доллару, согласно анализу Dow Jones, проведенному по 56 валютам.
Однако это дорого обходится стране. Сильный рубль угрожает сократить российский бюджет, снизив стоимость налоговых поступлений от нефти и газа, деноминированных в долларах.
Лиам Пич, экономист по развивающимся рынкам Capital Economics, считает, что рубль «в данный момент действительно слишком силен для России». Хотя сейчас он почти в два раза сильнее, чем три месяца назад, Россия получает примерно вдвое меньше налоговых поступлений от нефти и газа в рублевом выражении.
«Ущерб, который это может наносить государственным финансам, вероятно, вызывает серьезную озабоченность у политиков», — добавил он.
В среду министр финансов России Антон Силуанов обнародовал новое предложение по борьбе с укреплением рубля: покупка валюты так называемых дружественных государств, чтобы повлиять на курс рубля по отношению к доллару и евро.
Поскольку антироссийские санкции не позволяют центральному банку проводить традиционные интервенции на валютном рынке, предложение Силуанова знаменует очередную попытку стабилизировать рубль, поскольку страна вынуждена справляться с последствиями событий на Украине.
«Проблема в том, что Россия не может просто продавать рубли и покупать доллары — российский ЦБ наложил санкции на активы и транзакции, — отметил Пич. — Я думаю, именно поэтому они пытаются проводить такие операции с дружественными валютами».
Из крайности в крайность
Четыре месяца назад Россия столкнулась с совершенно другой проблемой: слишком слабая валюта. Рубль обвалился в конце февраля сразу после начала военных действий на Украине. Российские чиновники были вынуждены установить контроль за движением капитала, чтобы поддержать валюту.
В феврале и марте Москва принимала радикальные меры. ЦБ России ограничил количество долларов, которые россияне могли снимать с банковских счетов в иностранной валюте. Поначалу Москва требовала, чтобы компании переводили 80% валютной выручки в рубли. Россия в два раза повысила ключевую процентную ставку до 20%, по сути, вознаградив людей за хранение рублей.
Меры контроля за движением капитала сработали и подтолкнули рубль. В то же время экспорт российского сырья, которое получило поддержку за счет высоких цен, придал валюте дальнейший импульс. По данным Tullett Prebon, в худший момент за время конфликта рубль достиг рекордного внутридневного минимума около 158 рублей за доллар в начале марта. А в среду он закрылся почти на уровне 53 рубля за доллар.
Однако в последние месяцы Россия пытается снизить курс рубля, включая ослабление контроля за движением капитала и снижение ключевой процентной ставки. Но пока эти меры не дали результата.
Теперь Россия рассматривает возможность использования избыточных нефтегазовых доходов для покупки валюты «дружественных» стран, чтобы повлиять на курс рубля по отношению к доллару и евро. Выступая на заседании Российского союза промышленников и предпринимателей, Силуанов заявил, что Министерство финансов обсудит эту идею с экономическим блоком правительства.
Силуанов не уточнил, какие валюты сможет покупать Россия. Ранее в тот же день рубль замедлил рост, а потом снизился на зарубежных торгах после комментариев Силуанова. Затем российская валюта восстановилась и завершила день ростом на 2.4%.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Wall Street Journal
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Курс рубля резко снизился после вербальных интервенций Минфина
Россия рассматривает возможность покупки «дружественных» валют, чтобы сдержать рост курса рубля
Рубль зашел слишком далеко, причиняя боль экономике: власти обещают контрмеры