Экспорт российской нефти по морю восстановился за семь дней до 1 июля после падения на предыдущей неделе, однако поставки в Азию сокращаются, даже несмотря на перенаправление потоков на черноморский терминал страны, чтобы сократить расстояние до Индии.
Совокупные поставки нефти из российских портов увеличились по сравнению с предыдущей неделей на 23%, отыграв бóльшую часть потерь за предыдущие семь дней, связанных с кратковременным прекращением поставок из балтийского порта Приморск. Тем не менее, количество грузов, направляющихся в Азию — важнейший рынок, где Китай и Индия поддерживают российский экспорт, от которого отказываются другие покупатели в ответ на события на Украине, — уменьшилось более чем на 15% как в среднем за неделю, так и за четыре недели по сравнению с максимумами в конце мая.
В итоге, морские поставки из России снова составляют 3.67 млн баррелей в день, что в целом соответствует уровню плато, установленному с начала апреля.
Лидеры группы G7, включающей крупнейшие развитые страны, договорились изучить возможность ценового ограничения на экспорт российской нефти, чтобы сократить приток средств в Кремль после того, как российские войска вошли на территорию Украины четыре месяца назад, однако при этом нефть должна и дальше поступать на рынок. Тем не менее, пока нет ответа на следующие вопросы: как может быть введено такое ограничение и как может отреагировать президент Путин.
Но даже в то время, как страны G7 только пытаются реализовать план по ограничению цен, еженедельные данные по морскому экспорту нефти из России показывают, что, несмотря на восстановление на прошлой неделе, объемы поставок снижаются в среднем за четыре недели.
Поставки за четыре недели до 1 июля составили в среднем 3.46 млн баррелей в сутки, что является самым низким показателем с периода, закончившегося 15 апреля. Падение с пика в 3.75 млн баррелей в сутки за четыре недели до 29 апреля нельзя назвать огромным, однако снижение на 7.6% все же является довольно значительным.
Азия
Азиатские страны, среди которых доминируют Китай и Индия, по-прежнему покупают более половины всей российской нефти, но эта доля также сокращается. За последние четыре недели на поставки в Азию приходилось 52% от общего объема российского морского экспорта. Эта цифра включает грузы, перевозимые на танкерах из портов Балтийского и Черного морей в Суэцкий канал: она снизилась с максимума в 63% за четыре недели до 15 апреля.
В среднем за последний четырехнедельный период поставки в Китай составляли 887000 баррелей в сутки, а в Индию — 641 000 баррелей в сутки. Однако, по прогнозам, обе цифры вырастут, когда станут известны пункты назначения танкеров со 180000 баррелей нефти в сутки, которые пока не раскрыли места окончательной разгрузки. Поставки в азиатские страны, кроме Китая и Индии, практически прекратились; в редких случаях грузы направляются в Японию и Южную Корею с тихоокеанских терминалов.
Европа
Россия уже потеряла почти две трети рынка нефти, перевозимой по морю, в Северной Европе, а до введения запрета ЕС на импорт российской нефти еще пять месяцев. С конца апреля объемы поставок в ЕС стабилизировался в диапазоне от 400000 до 450000 баррелей в сутки. Из них бóльшая часть поступает в резервуары для хранения в Роттердаме, Нидерланды.
Поставки российской нефти в Средиземноморье резко выросли после начала СВО и сохраняются в районе 750000 баррелей в сутки в среднем за четыре недели.
Принадлежащий Лукойлу завод ISAB на итальянском острове Сицилия является ключевым покупателем российской нефти. Турция также увеличила закупки. Пока неизвестно, что будет делать ISAB, когда в декабре вступит в силу запрет ЕС на морскую перевозку российской нефти. До тех пор, при отсутствии юридических препятствий для закупок, а также альтернатив российской нефти, поставки вряд ли сильно сократятся.
Аналогичная ситуация и в Черном море, что опять же обусловлено увеличением поставок на принадлежащий Лукойлу нефтеперерабатывающий завод в Болгарии. В то время как потоки в Румынию практически не изменились с начала года, потоки в Болгарию в два с половиной раза больше, чем в январе и начале февраля.
С середины апреля совокупные поставки в Болгарию и Румынию в среднем составляют около 300000 баррелей в сутки, хотя они ниже пика, зафиксированного за несколько недель до 17 июня. Средние поставки за четыре недели до 1 июля оказались самыми низкими за последние пять недель.
Доходы Москвы
За неделю до 1 июля доходы Москвы от экспортных пошлин увеличились даже сильнее, чем потоки нефти — на $34 млн, или на 27%, до $162 млн. Такой скачок обусловлен более высокими ставками пошлин за баррель, подлежащих уплате в июле.
Поставки нефти в июле принесут Кремлю $55.20 за тонну (около $7.53 за баррель) по сравнению с $44.80 за тонну ($6.11 за баррель) в июне. Это самая высокая ставка пошлины, взимаемая российским правительством с апреля, что является следствием роста цен на нефть Urals с середины мая по середину июня по сравнению с предыдущим месяцем.
Судя по данным отслеживания судов и отчетам портовых агентов, за неделю до 1 июля 34 танкера загрузили 25.7 млн баррелей с экспортных терминалов страны.
Потоки Urals с балтийских терминалов, основного пункта отгрузки из России, восстановились за неделю до 1 июля, при этом количество отгрузок с арктического терминала в Мурманске также увеличилось. Потоки из тихоокеанских портов России оставались стабильными, в то время как из черноморского порта Новороссийск вышло на одно судно меньше.
Распределение нефти по регионам
Пункты назначения определяются в зависимости от того, куда отправляются суда на момент написания статьи, причем некоторые из них почти наверняка будут меняться в ходе рейсов.
Общий объем нефти на судах, загружаемых с балтийских терминалов в Приморске и Усть-Луге, восстановился за неделю до 1 июля, при этом количество танкеров, покидающих Приморск и Усть-Лугу, увеличилось по сравнению с предыдущей неделей.
Объем загрузки танкеров на балтийских терминалах, а также в пунктах назначения в Северной Европе вырос до самого высокого уровня с недели, закончившейся 11 марта, тогда как поставки в средиземноморские страны упали до минимума с середины февраля.
Потоки из Балтики в Азию немного превышают 520000 баррелей в сутки, однако, судя по большому количеству судов, которые еще не достигли конечного пункта назначения, эта цифра будет расти.
Шесть танкеров завершили погрузку в Новороссийске за неделю до 1 июля, что на один танкер меньше, чем на предыдущей неделе. Однако большие объемы грузов привели к увеличению объема нефти, загружаемой в порту. Поставки в Азию резко увеличились, поскольку Россия наращивает потоки из черноморского порта, чтобы использовать более короткое расстояние до азиатских рынков.
Отгрузка с плавучих складов в российском арктическом порту Мурманск выросла за неделю до 1 июля, отыграв бóльшую часть потерь предыдущей недели. Нефть, загруженная с плавучего хранилища «Газпром нефть» в Умбе, направляется в Роттердам, а нефть, загруженная с танкера-накопителя Лукойла «Кола», направляются на НПЗ компании на Сицилии.
Поставки нефти с трех восточных нефтяных терминалов России — Козьмино, Де-Кастри и Пригородное — не изменились по сравнению с предыдущей неделей и составили 938000 баррелей в сутки.
Восемь танкеров загрузили нефть ВСТО в Козьмино, что аналогично показателям за предыдущую неделю. Часть груза направляется в Индию, в порт Парадип на восточном побережье, куда она должна прибыть 15 июля.
Восьмую неделю не было отгрузок из Де-Кастри, куда поставляется нефть «Сокол» с проекта «Сахалин-1». Два танкера-челнока стоят пустыми у терминала.
За неделю до 1 июля была отгружена одна партия нефти Sakhalin Blend, которая направляется в китайский Чжоушань.
Перевозки на дальние расстояния и перемещение грузов
За неделю до 1 июля российские экспортные терминалы покинули семь танкеров с пунктом назначения — Индия. Один танкер загрузился на западном терминале и направляется в Китай, в то время как еще два отправились в Азию через Суэцкий канал.
Еще три судна были загружены в Усть-Луге, и они пока не указали точные пункты назначения: одно сигнализирует о рейсе в Валетту на Мальте, второе — в Гибралтар, а третье просто подает сигнал «по указанию».
Несколько танкеров, которые загрузились в предыдущие недели, по-прежнему не указывают конечные пункты назначения, при этом большинство продолжает подавать сигнал «Порт-Саид». Танкер Bouboulina типа Suezmax совершил разворот на 180° к северо-западу от Испании, где он почти два дня двигался очень медленно. Возможно, он переместил груз на другое судно, которое не подавало автоматического сигнала о местоположении. Bouboulina сейчас стоит на якоре у Роттердама, и, судя по осадке, на борту все еще находится бóльшая часть, если не весь груз. Но поскольку данные об осадке судна вводятся вручную в автоматическую информационную систему, они не всегда достоверны.
Три танкера типа Aframax — Skadi, Merope и Amber 6, которые исчезли из системы слежения за судами посреди Атлантического океана в период с 15 по 20 июня, снова появились в системе и направляются обратно в Европу. Все три судна по-прежнему сообщают об осадке, которая предполагают, что грузы остаются на борту, но к этим цифрам следует относиться с осторожностью.
Четвертый танкер, Zhen I, переместил груз на скрытое судно к западу от Азорских островов в последнюю неделю июня. Он тоже возвращается в европейские воды.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Кто до сих пор покупает у России нефть и газ
Страны Запада отказываются от российских энергоносителей, но с очень разной скоростью
«Большая семерка» решила урезать нефтяные доходы России. Что это значит