Нечасто можно услышать, как банкиры смущаются резкого увеличения прибыли. Но Иоганн Штробль, главный исполнительный директор австрийского Raiffeisen International Bank, говорил почти раздраженно, объясняя его исключительно высокие доходы, обусловленные его бизнесом в России.
«Хотя мы, конечно, рады сообщить о рекордных результатах… мы увидели необычайно высокий вклад из России и беспрецедентное укрепление рубля по отношению к евро», — сказал Штробль в отчете банка о прибылях и убытках за второй квартал на этой неделе. «Но не все так гладко».
Ралли рубля стало еще одним осложнением в попытках банков уйти из страны. Компании, которые решили быстро уйти после конфликта России и Украины, понесли огромные убытки. Французский кредитор Societe Generale SA в своем квартальном отчете за второй квартал в среду подтвердил убытки в размере 3,3 млрд евро (3,3 млрд долларов США) до вычета налогов в результате своего ухода из страны.
Другие, действовавшие медленнее, столкнулись с ростом риска и скачком прибыли по мере укрепления валюты. Вопрос в том, могут ли эти успехи побудить банки затягивать с ликвидацией активов или даже сохранить свой российский бизнес. По правде говоря, это маловероятно: они могут уйти с меньшими потерями, если будут действовать быстро, но, поскольку санкционной войне с Россией не видно конца, они по-прежнему полны решимости уйти. Политическое и нормативное давление не исчезает — даже если общественный интерес немного ослабел — и финансовые риски могут снова быстро возрасти.
Однако в настоящее время российские активы банков растут быстрее, чем сокращаются. Citigroup Inc. сокращал кредиты и увольнял сотрудников, избавляясь от активов на сумму 3,1 миллиарда долларов в местной валюте во втором квартале, сообщила компания в прошлом месяце. Тем не менее, движение валюты по-прежнему увеличило размер его оставшихся российских активов на 3,6 миллиарда долларов, в результате чего чистый прирост составил 500 миллионов долларов.
Райффайзен, который имеет наибольшее влияние от операций в России по сравнению с его размером, сократил кредиты в стране на 22% во втором квартале, но его активы выросли на 3,1 млрд евро. Все это потому, что российская валюта выросла примерно на 40% как по отношению к доллару, так и по отношению к евро во втором квартале года.
Русские горки. С конца марта на один евро можно купить значительно меньше российских рублей. Источник: Блумберг.
Курс доллар/рубля на Мосбирже интервалами в 1 минуту
Курс доллар/рубля на Forex интервалами в 4 часа
Тем не менее, сокращая кредиты в местной валюте и сосредоточив внимание на отказе от самых рискованных клиентов, банки сокращают свои потенциальные убытки от возможного выхода. Citigroup заявил, что сократил свой наихудший ущерб до 2 миллиардов долларов с 2,5 миллиардов долларов до 3 миллиардов долларов в конце первого квартала.
Картина для UniCredit SpA из Италии более сложная. Во втором квартале компания сократила свои кредиты в России на 2,7 млрд евро в местной валюте, но укрепление рубля увеличило стоимость ее доли в российском бизнесе до 3,5 млрд евро с примерно 2 млрд евро. В итоге ему все же удалось сократить свои наихудшие потери в России от неудачного выхода примерно на 400 миллионов евро до 3,5 миллиардов евро.
Кроме того, произошло значительное восстановление прибыли в России, и, поскольку другие направления бизнеса UniCredit продемонстрировали хорошие результаты, его наихудший убыток в России также теперь составляет гораздо меньшую долю от общего капитала. «Мы считаем, что изменение ситуации во втором квартале поддерживает план UniCredit не продавать свою российскую дочернюю компанию любой ценой — в отличие от решения Societe Generale», — пишет аналитик Bloomberg Intelligence Томаш Нетцель.
Для UniCredit и Raiffeisen российская прибыль была ускорена не только валютой, но и восстановлением местного бизнеса, а также тем, что россияне и компании обратились к иностранным банкам как к более безопасным альтернативам для размещения наличных и торговли валютой.
Все три банка настаивают на том, что продолжают искать пути выхода из страны. Но мало того, что трудно найти приемлемого покупателя, санкции и государственные интересы внутри и за пределами России также являются большими и непредсказуемыми препятствиями.
Однако банкам необходимо найти решения для своих рисков, связанных с Россией, несмотря на очевидное оживление на местном уровне и рост прибыли. Экономика страны слабеет, и в 2023 году ее ожидает серьезная рецессия, что сделает оставшиеся риски более рискованными, что не так важно для Райффайзен, поскольку его российская дочерняя компания имеет отдельный капитал и, таким образом, в основном ограждена от остального банка.
Вдобавок ко всему, рост рубля также не особенно надежен: санкции означают, что валюта торгуется вяло. Даже если СВО в Украине закончится и отношения между Европой, США и Россией начнут нормализоваться, что кажется очень оптимистичным, открытие финансов и торговли может привести к очередному краху валюты. Один хороший квартал не должен склонять ни один банк к рискованному переосмыслению России.
По материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Курс рубля неожиданно развернул вверх
Почему до военной операции курс рубля постоянно падал, а теперь постоянно растет
Курс рубля резко снизился после смягчения валютных ограничений ЦБ