По данным МВФ, в течение следующих четырех лет государства Ближнего Востока, обладающие большими запасами энергоресурсов, получат до $1.3 трлн за счет дополнительных доходов от продажи нефти. Неожиданная прибыль позволяет суверенным фондам региона укрепить финансовое положение в условиях падения мировых цен на активы.
Прогнозы фонда подчеркивают то, как высокие цены на энергоносители, спровоцированные военным конфликтом между Россией и Украиной, оказывают поддержку монархиям Персидского залива, тогда как многие другие страны столкнулись с ростом инфляции и опасениями по поводу рецессии.
Джихад Азур, директор МВФ по Ближнему Востоку и Северной Африке, заявил Financial Times, что по сравнению с ожиданиями до военного конфликта на Украине экспортеры нефти и газа региона, особенно страны Персидского залива, «получат до 2026 года дополнительные совокупные доходы от нефти в размере $1.3 трлн».
В Персидском заливе расположены некоторые из крупнейших в мире экспортеров нефти и газа, а также несколько крупнейших и наиболее активных национальных фондов благосостояния. К ним относятся Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии, Суверенный фонд Катара, фонды Абу-Даби, включая Сверенный фонд благосостояния Абу-Даби, Mubadala и ADQ, а также Суверенный фонд Кувейта.
Судя по заявкам на рынке, государственный инвестиционный фонд стоимостью $620 млрд, возглавляемый наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом ибн Салманом, во втором квартале инвестировал более $7.5 млрд в американские акции, в том числе в Amazon, PayPal и BlackRock, пытаясь извлечь выгоду за счет падения стоимости акций.
Национальные фонды благосостояния стран Персидского залива демонстрировали такую же активность во время вспышки коронавируса, стремясь воспользоваться волатильностью рынка, которую вызвала пандемия. Во время мирового финансового кризиса в 2009 году они воспользовались потрясениями, чтобы скупить доли в проблемных западных компаниях.
В последние годы многие фонды сосредоточились на таких секторах, как технологии, здравоохранение, наука о жизни и чистая энергетика, поскольку правительства стремятся получить прибыль от инвестиций, а также диверсифицировать экономику и развивать новые отрасли.
Инвестиции в будущее
По словам Азура, важно, чтобы государства Персидского залива использовали недавние неожиданные доходы для «инвестиций в будущее», включая подготовку к глобальному энергетическому переходу.
«Это важный момент для них, чтобы ... ускорить развитие в таких секторах, как технологии [внутри страны], поскольку это позволит им повысить производительность, — отметил он. — Кроме того, инвестиционная стратегия может извлечь выгоду за счет более благоприятных цен для новых инвесторов, а также возможности увеличить долю рынка в определенных областях».
Однако он добавил, что крайне необходимо, чтобы они поддерживали финансовую дисциплину и проводили реформы, направленные на снижение зависимости от нефти.
Состояние экономики стран Персидского залива традиционно зависит от волатильности цен на нефть и государственных расходов, подпитываемых нефтедолларами, основным локомотивом деловой активности. В результате бумы часто сменяются спадами.
Доходы посыпались после нескольких лет сдержанного роста в странах Персидского залива, что вынудило правительства увеличивать долги, использовать резервы и замедлять реализацию государственных проектов.
Однако Саудовская Аравия, крупнейший в мире экспортер нефти и крупнейшая экономика региона, наращивала расходы во главе с государственным инвестиционным фондом (PIF), которому поручено разработать множество мегапроектов, направленных на модернизацию консервативного королевства, и одновременно найти активы для инвестиций за рубежом.
Ожидается, что PIF станет одним из главных бенефициаров нефтяного бума, поскольку Саудовская Аравия может зафиксировать профицит бюджета в размере 5.5% ВВП в этом году — впервые с 2013 года. По прогнозам, экономический рост составит 7.6%, что является самым быстрым показателем за десятилетие.
По оценкам МВФ, ожидается, что в 2022 году PIF второй год подряд вложит больше инвестиций, чем правительство. В отчете, опубликованном на этой неделе, фонд в качестве одного из рисков для королевства называет «давление, вынуждающее тратить непредвиденные доходы от нефти и отказываться от финансовой осмотрительности», в том числе через PIF.
«Что действительно важно, так это то, как они [государства Персидского залива] справятся с этим новым циклом, в то же время используя преимущества дополнительной ликвидности и политику, которая не приведет к усилению цикличности», — заявил Азур.
МВФ прогнозирует, что экономический рост в странах, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, который включает Саудовскую Аравию, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Катар и Оман, ускорится до 6.4% в этом году по сравнению с 2.7% в 2021 году.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Саудовская Аравия скупает американские компании на нефтяные доходы
Saudi Aramco заработала рекордные $48,4 млрд за II квартал
Огромные нефтяные доходы — последний шанс для стран Персидского залива