Экономика Турции за счет роста потребления опередила большинство сопоставимых стран во втором квартале, несмотря на инфляцию на самом высоком уровне за 24 года.
Валовой внутренний продукт вырос на 7,6% в годовом исчислении во втором квартале, что выше среднего прогноза в 7,4% в опросе 18 экономистов, проведенном агентством Bloomberg.
Потребление домохозяйств, основной фактор роста, выросло на 22,5% по сравнению с прошлым годом. Фотограф: Сонджун Чо/Bloomberg
Квартальный рост ВВП ускорился до 2,1% с поправкой на сезонность и количество рабочих дней.
Столкнувшись с необходимостью выбора между ростом и инфляцией в преддверии выборов в следующем году, президент Реджеп Тайип Эрдоган отстаивает экономическую модель, в которой приоритет отдается экспорту, производству и занятости в ущерб ценовой стабильности и валюте.
Самый продолжительный лидер Турции — сторонник низких процентных ставок — полагается на устойчивость домохозяйств и компаний в борьбе с годовой инфляцией, которая, вероятно, превысит 80% при рекордно низком курсе лиры.
Министр финансов Нуреддин Небати заявил в этом месяце, что «мы не идем на компромисс в отношении роста». Выступая по телеинтервью, он добавил, что «когда мы не идем на компромисс в отношении роста, борьба с инфляцией требует времени».
Вместо того, чтобы притормозить цены, глава центрального банка Сахап Кавчиоглу воздерживается от ужесточения денежно-кредитной политики после снижения ставок на 500 базисных пунктов в конце прошлого года. Шоковое снижение ставки репо в этом месяце привело к тому, что процентные ставки в Турции почти на 67% ниже нуля с поправкой на инфляцию, что является самой отрицательной ставкой в мире.
Ключевые идеи
Потребление домохозяйств, основной фактор роста, выросло на 22,5% по сравнению с прошлым годом. Валовое накопление основного капитала, показатель инвестиций предприятий, выросло на 4,7% в годовом исчислении.
Годовой ВВП вырос до 828 миллиардов долларов во втором квартале с 793 миллиардов долларов за предыдущий трехмесячный период.
Экспорт увеличился на 16,4% в годовом исчислении. Импорт увеличился на 5,8%.
Государственные расходы на потребление выросли на 2,3% по сравнению с прошлым годом.
Расходы, Туризм
Денежное стимулирование вызвало рост спроса и кредитования в экономике, где на расходы домохозяйств приходится более половины объема производства. Согласно данным Межбанковского карточного центра, использование турецких кредитных карт для покупок увеличилось более чем на 112% в период с апреля по июнь по сравнению с прошлым годом.
Бум туризма дал еще один толчок: в этом году количество прибытий и расходов иностранцев увеличилось более чем на 100%. По данным Туркстата, годовой рост услуг во втором квартале составил 18,1%.
Однако всплеск роста экономики в Турции может быть близок к завершению. Отдельный опрос аналитиков в этом месяце показал, что годовой рост ВВП может снизиться до 3,3% в этом квартале и до 1,3% в последние три месяца года.
Признаки замедления роста промышленного производства и розничных продаж уже появились, при этом условия ведения бизнеса среди турецких производителей в прошлом месяце ухудшились больше всего со времен первой волны пандемии коронавируса.
Угроза рецессии в Европе вызывает особое беспокойство, потому что это основной пункт назначения турецкого экспорта. Центральный банк уже указывал на «некоторую потерю импульса» в экономике как на причину снижения ставки в этом месяце.
Ультрамягкая политика также может преследовать Турцию. Согласно отчету, экономисты ING Bank AS предупредили, что «более высокая премия за риск на финансовых рынках и растущие риски макростабильности могут повлиять на внутренний спрос».
«Мы наблюдаем продолжающееся давление издержек, ужесточение глобальных финансовых условий и сложную местную нормативно-правовую базу, оказывающую давление на корпоративный сектор», — заявили аналитики ING, включая Мухаммета Меркана. «Возможна потеря импульса экспорта, учитывая замедление в еврозоне».
По материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram