Экономический спад в Китае, торговая сделка времен Трампа и отчаянная погоня Европы за газом позволяют некоторым китайским энергетическим компаниям получать неожиданную прибыль. Необычная схема помогает Европе пополнить запасы на зиму.
Учитывая снижение спроса, китайские компании, подписавшие долгосрочные контракты на закупку СПГ в США, продают излишки и зарабатывают сотни миллионов долларов на каждой партии груза. Среди покупателей — Европа, Япония и Южная Корея. За первые восемь месяцев этого года в Китае пришвартовались 19 судов с сжиженным газом из США по сравнению со 133 судами за аналогичный период прошлого года.
По данным китайской таможни, в этом году Китай получает почти на 30% больше газа из России. Рост обусловлен запланированным увеличением поставок по трубопроводу «Сила Сибири» и закупками российского СПГ, обычно с большой скидкой.
Китайские продажи в Европу слишком незначительны, чтобы помочь континенту избежать потенциального дефицита зимой. Но они дают возможное представление о росте зависимости Москвы от Пекина. Россия обратилась к Китаю за экономической и политической поддержкой после начала военного конфликта на Украине, однако китайские компании подрывают усилия страны посеять разногласия в Европе из-за прекращения экспорта газа.
«Взаимовыгодные отношения»
США и Китай заключили несколько долгосрочных сделок на поставку СПГ на фоне давления на Пекин в рамках торговой сделки администрации Трампа, призванной обеспечить увеличение импорта из США. В отличие от контрактов на поставку СПГ из других стран, долгосрочные контракты на американский СПГ обычно предлагают гибкий пункт назначения, а цены формируются в соответствии с американским эталоном Henry Hub, который сейчас является частью спотовых рыночных цен на СПГ в Европе и Азии.
«Это взаимовыгодные отношения для Китая и США», — отметил Вэй Сюн, старший аналитик консалтинговой фирмы Rystad Energy, Пекин.
Контракты, рассчитанные на 25 лет, позволили американским поставщикам построить новые терминалы для СПГ стоимостью в несколько миллиардов долларов вдоль побережья Мексиканского залива, благодаря чему страна смогла экспортировать больше газа.
Ожидается, что китайская ENN Natural Gas Co. получит прибыль от подобной торговли, когда 18 октября отправит танкер Diamond Gas Victoria за газом с завода по производству СПГ Cheniere Energy Inc. в Сабин-Пасс на побережье Мексиканского залива.
Вместо отправки танкера к восточному побережью Китая планируется, что судно доставит СПГ в Европу. По оценкам аналитиков, ENN получит прибыль только от этой перевозки в размере от $110 млн до $130 млн, исходя из данных о рыночных ценах.
Сделки, которые Cheniere подписала с ENN и Sinochem International Corp. на 0.9 млн метрических тонн СПГ в год каждая, вступили в силу в июле. Согласно некоторым источникам, в этом году весь имеющийся груз был перепродан. Объем груза СПГ обычно составляет от 60000 до 80000 метрических тонн.
«Мы перепродаем американский груз. Это разрешено, и цены выгодные», — заявил Ву Цюнань, главный экономист PetroChina International, торгового подразделения госкорпорации China National Petroleum Corp.
В 2018 году Cheniere и CNPC подписали соглашение о поставках СПГ, объем которого будет постепенно увеличиваться до 1.2 млн метрических тонн в год в течение пяти лет.
Nippon Yusen Kaisha, которой принадлежит Diamond Gas Victoria, ENN и Sinochem, не ответили на запросы о комментариях. В Cheniere заявили, что «рады, что мы можем быть надежным поставщиком СПГ для клиентов в такой критический момент».
С 2021 года американские поставщики и китайские покупатели объявили о 17 сделках на общую сумму около 19 млн метрических тонн СПГ в год, которые постепенно вступают в силу в течение следующих пяти лет.
Сможет ли Китай зарабатывать и дальше
По данным S&P Global, в августе Китай получил три партии груза в рамках нефтегазового проекта «Сахалин-2», который включает производство СПГ на Дальнем Востоке России. По словам участников рынка, китайские государственные энергетические компании купили их с большой скидкой по сравнению со спотовой рыночной ценой.
Китайский импорт американского СПГ сократился на 84% с начала конфликта на Украине, поскольку спрос в Китае упал из-за карантинов, тогда как спрос в Европе привел к росту цен на спотовом рынке.
Сложно оценить прибыль, которую в настоящее время получают китайские компании. Сделки являются частными, компании могут перепродавать как долгосрочные, так и спотовые грузы, купленные заранее, при этом груз может проходить из рук в руки в процессе торговли, даже когда суда находятся в море.
Тем не менее, некоторые данные позволяют судить о масштабах. По данным ICIS, в 2022 году Китай получит 72 млн тонн СПГ по долгосрочным контрактам, однако, по прогнозам, потребуется всего 66 млн тонн.
В результате у Китая остается несколько миллионов тонн, которые он может перепродать на мировом спотовом рынке. Судя по таможенным данным, за первые восемь месяцев этого года Китай экспортировал в Европу и Азию около четверти миллиона метрических тонн СПГ на сумму $449 млн по сравнению с $7.3 млн в прошлом году.
Скорее всего, это неполные данные, поскольку цены на СПГ в этом году выше, а торговые организации не обязательно базируются в странах, где осуществляется погрузка или прием СПГ.
Неясно, смогут ли китайские игроки и дальше извлекать выгоду из текущей ситуации. Прогнозы по спросу на СПГ в Китае этой зимой снижены из-за неопределенности в отношении того, смягчит ли Пекин политику в отношении Covid, а также увеличения собственной добычи газа в Китае.
Как отмечает Алекс Сиоу, ведущий аналитик по СПГ в ICIS, возможности китайских компаний могут сократиться в ближайшие несколько лет из-за новых поставок СПГ из Африки, Северной Америки и Ближнего Востока.
«Всегда стоит остерегаться цикла бумов и спадов», — предупреждает Алекс.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Wall Street Journal
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
ОПЕК+ хочет сократить добычу, чтобы поддержать цены на нефть
Будущее европейской энергетики без российского газа в пяти графиках
Германия заключает сделки по природному газу с Катаром и ОАЭ, пытаясь заменить российские поставки