Ресторан в Москве. Источник: The Economist
Сейчас Россия не может похвастаться достижениями, поэтому жители страны довольствуются тем, что есть. Тролли в социальных сетях публикуют ролики для европейской аудитории, показывая, как газовые плиты сутками работают на полную мощность. То, что в Берлине может стоить сотни евро, в Москве обходится в несколько рублей. Это всего лишь насмешка, но она намекает на более глубокую истину: экономическая война между Россией и Западом достигла сложного этапа. В то время как Европа балансирует на грани рецессии, Россия уже выходит из нее.
Западные санкции, введенные в ответ на проведение СВО на Украине, подорвали долгосрочные перспективы России. По прогнозам, блокирование доступа девятой по величине экономики мира к иностранным технологиям, а также профессиональным знаниям и опыту сократило потенциал роста страны почти вдвое. Добыча нефти и газа, движущей силы российской экономики, примерно на 3% ниже, чем до конфликта, и может сократиться еще больше после того, только европейское эмбарго вступит в силу в конце года. По подсчетам Лиама Пича из консалтинговой компании Capital Economics, за первые шесть месяцев военного конфликта из страны выехало от 250000 до 500000 россиян. Многие из них имеют хорошее образование и получали высокую зарплату.
Недавнее решение Путина начать частичную мобилизацию нанесло еще один экономический удар. Это привело к незначительному изъятию вкладов из банков, поскольку люди обеспокоены будущим страны. По оценкам, в сентябре россияне сняли средства с рублевых депозитов на сумму $14 млрд, что примерно на треть больше, чем в феврале. Судя по всему, еще около 300000 россиян покинули страну. Дальнейшее сокращение рабочей силы усиливает дефицит и соответственно подогревает инфляцию. Общий уровень инфляции резко снизился по сравнению с пиком, однако ценовое давление в трудоемкой сфере обслуживания нарастает.
Активность в России растет
Несмотря на эти проблемы, рецессия, вероятно, уже заканчивается. Многие сомневаются в официальных данных по ВВП, но представление об активности можно получить из целого ряда источников. Банк Goldman Sachs выпускает «индикатор текущей активности», который ежемесячно отслеживает состояние экономик. Данные свидетельствуют о том, что активность в России выше, чем в других крупных европейских странах. Показатель расходов, разработанный Сбербанком, начал колебаться после указа о мобилизации, но затем вырос. Объем производства в автомобильной промышленности, который несколько месяцев назад практически упал до нуля, также восстановился, свидетельствую о том, что производители получают поставки из других стран, минуя Запад. В долларовом выражении ежемесячный импорт товаров в Россию сейчас почти наверняка выше среднего показателя за прошлый год.
МВФ недавно повысил перспективы России на 2022 год. В апреле прогнозировалось, что российский ВВП упадет на 8.5%. Сейчас эксперты считают, что снижение составит 3.4%. Это не повод для радости, но ситуация под контролем. Действительно, данные свидетельствуют о том, что Россия сможет по-прежнему выделять средства на военные расходы. В сентябре правительство опубликовало проект бюджета на 2023-25 годы. По словам Элины Рыбаковой из Института международных финансов, отраслевой группы, он предполагает значительное увеличение расходов, связанных с проведением военных действий, в ближайшие годы, включая расходы на внутреннюю «безопасность». Избежав экономического коллапса, Путин рассчитывает действовать более решительно как за рубежом, так и внутри страны.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Economist
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Санкции ЕС уже бьют по российской нефти, хотя они даже не вступили в силу