Россия может получить доступ к достаточному количеству танкеров, чтобы отгружать большую часть своей нефти за пределы досягаемости нового ценового предела G7, сообщили Рейтер игроки отрасли и официальный представитель США, подчеркнув недостатки самого амбициозного плана по сдерживанию доходов Москвы в условиях проведения СВО.
Танкеры в бухте Находка возле терминала сырой нефти Козьмино за пределами портового города Находка, Россия, 13 июня 2022 года. REUTERS/Tatiana Meel
В прошлом месяце страны Большой семерки договорились ограничить продажи российской нефти по принудительно низкой цене к 5 декабря, но столкнулись с неприятием со стороны основных игроков мировой нефтяной отрасли, которые опасались, что этот шаг может парализовать торговлю во всем мире.
Месяцы дискуссий между Соединенными Штатами и этими страховыми, торговыми и судоходными компаниями смягчили опасения по поводу их подверженности санкциям, но теперь все стороны понимают, что Россия может в значительной степени обойти план с помощью своих собственных кораблей и услуг.
Прогнозы устойчивости российской нефтяной торговли и подробности переговоров между Вашингтоном и мировым нефтегазовым сектором ранее не публиковались.
Оценки того, что 80-90% российской нефти будут по-прежнему утекать за пределы механизма ограничения, небезосновательны, заявил агентству Reuters представитель министерства финансов США.
В результате только от 1 до 2 миллионов баррелей в день (баррелей в сутки) экспорта российской нефти и нефтепродуктов может быть остановлено, если страна откажется соблюдать ограничение, сказал чиновник, который отказался назвать свое имя из-за чувствительности ситуации.
В сентябре Россия экспортировала более 7 млн баррелей в сутки.
Это может создать финансовые и технические трудности для России, но также лишит мир 1-2% от глобального предложения, в то время как инфляция растет и надвигается рецессия.
Соединенным Штатам известно о том, что некоторые корабли меняют страну происхождения, а торговые предприятия перемещаются за пределы G7, чтобы уклониться от плана, добавил чиновник.
По словам чиновника, Россия понесет расходы из-за необходимости совершать более длительные рейсы и будет переведена в категорию страхования и финансирования низкого качества, что вселяет в Соединенные Штаты оптимизм. Россия будет вынуждена со временем продавать в пределах ценового предела.
Теневой флот
Ветераны промышленности и политики увидели пределы плана, который сначала, казалось, поставил под прицел всю российскую торговлю нефтью, но масштабы которого теперь могут быть значительно уменьшены.
«Теоретически существует достаточно большой теневой флот, чтобы продолжить поставки российской нефти после 5 декабря», — заявила Рейтер Андреа Оливи, глобальный руководитель отдела наливных грузов в гиганте торговли сырьевыми товарами Trafigura.
«Многие из этих теневых судов смогут застраховаться самостоятельно или они смогут быть застрахованы российским P&I», — добавила она, имея в виду страхование защиты и возмещения убытков.
Банк JP Morgan не ожидает существенного влияния ценового потолка, поскольку Россия почти полностью обходит запрет, используя китайские, индийские и собственные суда, средний возраст которых составляет почти два десятилетия, что является довольно большим сроком по стандартам судоходства.
В результате российский экспорт в декабре может сократиться всего на 600 000 баррелей в сутки по сравнению с сентябрем, добавил банк.
По словам Норберта Рукера, главы экономического отдела швейцарской компании по управлению активами Julius Baer, в процесс вовлечены находятся не только корабли, но и службы, необходимые для их движения и движения нефтяных грузов.
«Нефтетрейдеры, торгующие российской нефтью, больше не находятся в Швейцарии, Женеве или Лондоне. Они перемещаются в юрисдикцию Ближнего Востока», — сказал Рукер агентству Reuters.
«Если вы посмотрите на азиатских покупателей нефти, кораблей, страховки, то, похоже, все это все чаще делается из Азии».
Выстрел в ногу?
Согласованный в сентябре план ограничения цен G7 был предложен Соединенными Штатами игрокам отрасли в качестве предохранительного клапана для полного запрета ЕС на поставки из России, ратифицированного в июне.
Услуги P&I, учитывающие законодательство ЕС, обеспечивают 95% мировой торговли нефтью морскими судами, а это означает, что действия ЕС могли бы остановить большую часть российского экспорта.
Возможно, это обернулось бумерангом для стран, которые ввели санкции, в результате чего цены на энергоносители взлетели на фоне и без того глубокого кризиса стоимости жизни, поскольку надвигается потенциальная глобальная рецессия.
Представители страховой и судоходной отрасли по-прежнему считали себя подверженными риску санкций, которые могут перевернуть торговлю даже при обходном пути ограничения цен G7. ЕС ратифицировал ценовой потолок в этом месяце, но подробности о его реализации еще не опубликованы.
Официальный представитель США сказал, что политика была специально разработана таким образом, чтобы фирмам было легко проверить или подтвердить, что товар был продан по ценам ниже установленного предела.
Ограничение, добавил чиновник, направлено на то, чтобы не быть карательным по отношению к отрасли и позволит им продолжать работу, сохранив аттестации.
Этого было бы недостаточно, чтобы страховщики могли требовать от покупателей российской нефти письменного обещания, что продажи будут осуществляться по цене или ниже предельной цены в течение срока действия полиса.
Один представитель отрасли, знакомый с этим вопросом, назвал эту политику аттестации «позитивной» и считает, что теперь Вашингтон понимает, что страховщики не могут сами обеспечивать соблюдение этой политики.
Другой сказал, что за шесть недель до вступления санкций в силу страховая отрасль все еще хочет получить более подробную информацию о том, как будет работать аттестация, и обеспокоена тем, что в правилах ЕС до сих пор не упоминается этот процесс и не излагаются их обязательства.
Дэниел Ан, бывший главный экономист Госдепартамента США, говорит, что страны, введшие санкции против России, переоценили свой контроль над мировой торговлей нефтью, и что изменения и разъяснения в их политике направлены на то, чтобы не навредить самим себе.
«Все, что она (РФ) сделает, — это перенаправить нефть… и усложнить жизнь всем остальным, что в любом случае происходит прямо сейчас», — сказал Ан, глобальный научный сотрудник Международного центра ученых имени Вудро Вильсона.
«Это будет менее разрушительным, чем полный запрет на морские перевозки. Они выстрелили себе в ногу, но теперь они как бы пытаются это немного трансформировать».
По материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Страны G7 введут потолок цен на российскую нефть 5 декабря — FT