Более 30 танкеров со сжиженным природным газом находятся неподалеку от побережья Европы, поскольку трейдеры делают ставку на то, что осенняя отсрочка в росте цен, связанная с уверенными поставками и теплой погодой, окажется краткосрочной.
По данным аналитической компании Vortexa, суда, которые перевозят СПГ общей стоимостью $2 млрд, простаивают или медленно плавают вокруг Северо-Западной Европы и Пиренейского полуострова. За последние два месяца количество судов в европейских водах увеличилось в два раза.
Трейдеры, контролирующие танкеры, ожидают роста цен в ближайшие месяцы, когда температура понизится с наступлением зимы, а избыток газа в европейских хранилищах начнет сокращаться. Как показывают данные Vortexa, еще 30 судов находятся в пути, пересекая Атлантику и, как ожидается, они также пополнят ряды тех, кто ждет зимы.
Очередь возникла из-за того, что европейские страны почти полностью заполнили хранилища в преддверии зимы. Этого удалось достичь за счет огромных объемов закупок СПГ для замены российского газа, поставка которого была прекращена в ответ на западные санкции.
Более теплая погода для этого времени года, чем обычно, также снизила потребность в газе для отопления, что позволило заполнить хранилища и снизить цены. По данным Gas Infrastructure Europe, на конец октября европейские хранилища были заполнены на 94%, при этом Бельгия достигла показателя в 100%, Франция — 99%, а Германия — 98%.
Это напоминает ситуацию в нефтяной отрасли в разгар коронавирусного кризиса, когда избыток нефти вынудил трейдеров размещать нефть на судах, используя их в качестве плавучих хранилищ в ожидании, когда цены снова пойдут вверх.
По словам одного трейдера, подобные действия наблюдались на рынке СПГ и раньше, в том числе в сентябре прошлого года, когда цены на европейский газ начали быстро расти.
Поскольку хранилища уже заполнены, «суда с сжиженным газом выстроились в очередь у европейских терминалов по приему СПГ в расчете получить доступ, как они ожидали, к премиальному рынку для этого СПГ», — отметил Феликс Бут, глава отдела СПГ в Vortexa, добавив, что, вероятно, потребуется еще месяц, чтобы найти терминал для разгрузки.
По его словам, «в данный момент у этих судов есть стимул оставаться на месте» в надежде на повышение цен по мере похолодания.
Проблемы логистики
Нидерландские фьючерсы на газ TTF, европейский эталон, резко подешевели в последние месяцы из-за более мягкой, чем обычно, погоды и более высокого уровня заполнения европейских хранилищ, что оказывает давление на цены. Контракты TTF на поставку в ноябре, срок действия которых недавно истек, торговались ниже €85 за Мвт•ч ($24.2 за млн БТЕ), что примерно на 70% ниже пика в конце августа.
Однако сейчас рынок оказался в ситуации, которая известна в отрасли как «контанго», когда цены на доставку в будущем выше, чем на немедленную доставку. Контракты TTF с поставкой в декабре примерно на 30% выше уровня ноябрьских контрактов, а январский контракт выше примерно на 35%, что подталкивает трейдеров доставлять грузы как можно позже.
Задержка грузов привела к нехватке свободных судов и соответственно к повышению стоимости фрахта, что еще больше снизило доступность СПГ для азиатских покупателей, которые конкурируют с Европой за поставки в течение всего года.
Согласно Argus Media, по состоянию на 31 октября стоимость перевозки с побережья Мексиканского залива США в Северо-Восточную Азию оценивалась в $478000 в день, а в Северо-Западную Европу — в $468000 в день. Оба показателя являются рекордными: это в два раза дороже, чем год назад.
В последние недели базовая цена СПГ в Азии часто была выше европейской, что могло бы стимулировать трейдеров отправлять грузы в Азию, однако напряжение на рынке грузоперевозок СПГ означает, что «немногие фирмы в состоянии обеспечить дополнительные транспортные мощности для продажи грузов из США или Западной Африки в Северо-Восточную Азию вместо Европы, независимо от разницы между ценами на поставляемый СПГ в Европе и Северо-Восточной Азии», как отметил Сэмюэль Гуд, руководитель отдела ценообразования на рынке СПГ в Argus Media.
Он также добавил, что «фирмы стремятся передвинуть грузы, которые должны быть доставлены в Европу в конце ноября, на начало декабря», учитывая более высокие цены, и поскольку для торговли в Европе требуется меньше дней в пути по сравнению с отправкой в Азию, трейдерам «легче распределять» грузы, удерживая их в европейских водах.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Американский газ не поможет Европе справиться с дефицитом в следующем году
Европа, которая была близка к нормированию газа зимой, а теперь не знает, куда его девать