НПЗ в Кувейте. Источник: Bloomberg
В стремлении сократить зависимость от российских нефтепродуктов Европа и США столкнулись с дефицитом внутренних поставок. Это открывает возможности для крупных нефтеперерабатывающих заводов в таких странах, как Китай и Кувейт, в плане поставок топлива на международный рынок.
«Отказ от российских нефтепродуктов увеличивает зависимость Европы и США от грузов, которые перевозятся на большие расстояния с Ближнего Востока и из Азии», — отметил Юджин Линделл, руководитель отдела нефтепродуктов отраслевого консультанта FGE, базирующегося в Лондоне.
Конфликт на Украине усилил неравенство между двумя регионами после того, как западные страны существенно сократили мощности по переработке в последние годы, при этом другая часть мира расширяет производство.
Доля азиатских НПЗ в мире
Источник: Bloomberg
По данным FGE, за последние три года западные рынки, включая Америку и Европу, сократили нефтеперерабатывающие мощности на 2.4 млн баррелей в сутки, в то время как Ближний Восток и Азия увеличили их на 2.5 млн баррелей.
Ожидается, что этот разрыв увеличится. По оценкам Rystad Energy, в ближайшие три года планируется ввести в эксплуатацию еще около 8 млн баррелей нефтеперерабатывающих мощностей в сутки, при этом наибольший прирост будет наблюдаться в Азии, а наименьший — в Европе.
«Мы увидим, что Азия и Ближний Восток будут увеличивать мировые поставки топлива», — заявил Мукеш Сахдев, руководитель отдела переработки и продаж в Rystad.
Он также добавил, что потоки продуктов нефтепереработки с Востока на Запад «станут более структурными».
Резкие изменения в мировой нефтеперерабатывающей промышленности ускорились во время пандемии, когда старые заводы закрылись, поскольку спрос на нефть сократился из-за карантинов по всему миру. Китай запустил более крупные и современные НПЗ, чтобы удовлетворить увеличивающиеся потребности страны в нефти, тогда как США и Европа сосредоточились на отказе от ископаемого топлива.
Как отметил Виктор Шум, вице-президент по консалтингу в энергетической сфере S&P Global Commodity Insights, Сингапур, потребление таких видов топлива, как бензин и дизельное топливо, в США и Европе будет расти быстрее, чем в Азии. По его словам, многие новые проекты по нефтепереработке в Азии также были построены с учетом роста спроса региона на продукты нефтехимии.
Топливная безопасность
Конфликт на Украине и санкции, введенные западными странами в отношении поставок топлива из России, застигли мировые энергетические рынки врасплох, и теперь страны, не имеющие достаточных нефтеперерабатывающих мощностей, отводят центральное место проблемам топливной безопасности. В таких условиях любые сбои в работе НПЗ, вызванные забастовками или неожиданным закрытием, будут еще сильнее ощущаться на рынках.
«Сейчас у европейских правительств и граждан, столкнувшихся с огромными счетами за коммунальные услуги и стремительным ростом инфляции, в приоритете следующие несколько лет, а не 2040-2050 годы», — считает Юджин Линделл из FGE.
Запад оказался под давлением из-за сокращения НПЗ. По прогнозам Wood Mackenzie Ltd., запасы дизельного топлива в Северо-Западной Европе уменьшаются и достигнут минимума в начале весны, поскольку Европейский союз планирует в феврале прекратить импорт российского топлива, доставляемого морским путем.
В то же время рост дефицита дизельного топлива и бензина на Восточном побережье США подталкивает президента Джо Байдена к тому, чтобы подписать распоряжение, согласно которому нефтяные компании должны хранить больше топлива внутри страны. По словам Мукеша Сахдева из Rystad, скорее всего, дефицит бензина усилится по мере приближения пика летнего сезона автомобильных поездок.
Управляющий директор RBN Energy Джон Ауэрс заявил, что Латинская Америка все больше зависит от импорта, поскольку в Карибском бассейне закрылись несколько НПЗ, а предприятия в Венесуэле и Мексике по-прежнему страдают от перебоев в работе и низких коэффициентов загрузки НПЗ.
Мексика закупает бензин в Китае, где нефтеперерабатывающие заводы работают активнее и отправляют на экспорт больше нефтепродуктов благодаря более высоким экспортным квотам.
Рост цен на танкерные перевозки
Источник: Bloomberg
Перевозка нефтепродуктов на Запад на большие расстояния резко увеличивает транспортные расходы и приводит к росту доходов операторов танкеров. По данным Vortexa Ltd., объем топлива, транспортируемого по морю, на 3% выше средних показателей за последние пять лет. Серена Хуанг, ведущий аналитик Vortexa по Азии, считает, что это связано с поставками дизельного топлива из Азии и Ближнего Востока в Европу, при этом объемы могут увеличиться, поскольку Европа вводит запрет на поставки из России.
Безусловно, США по-прежнему являются крупным экспортером дизельного топлива, и усилия по укреплению энергетической безопасности могут способствовать сокращению дефицита, однако аналитики не ожидают уменьшения разрыва в мощностях в ближайшее время.
«В будущем нужна более реалистичная энергетическая политика, однако планы по отказу от ископаемого топлива по-прежнему существуют, — заявил Юджин Линделл. — Просто сейчас основное внимание уделяется краткосрочным и среднесрочным перспективам, а не отдаленным».
Подготовлено ProFinance.ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Стоимость фрахта нефтяных танкеров превысила 100 000 долларов.
Дизельное топливо торгуется с рекордной премией по отношению к газу и нефти
Трейдеры требуют ближневосточной нефти на фоне неопределенности в отношении России