Фрахтовые ставки для перевозки на сверхбольших нефтеналивных танкерах (VLCC) из ближневосточных стран Персидского залива в Китай достигли $180000 в день, тогда как тарифы на тайм-чартер VLCC для плавучих хранилищ подскочили до $120000 в день.
Но сейчас ситуация изменилась: тарифы на супертанкеры резко упали. По данным Bloomberg, суда, способные перевозить 2 млн баррелей нефти, сейчас зарабатывают около $38000 в день, что на 62% меньше, чем несколько недель назад, после того как снижение добычи ОПЕК и сокращение высвобождаемых резервов в США уменьшили объемы морских перевозок.
«Очевидно, что сокращение со стороны ОПЕК+ и уменьшение использования SPR ограничат объемы в краткосрочной перспективе. Они сократили добычу с первого ноября, и можно было ожидать некоторого запаздывания, при этом мы наблюдаем некоторое охлаждение активности на Ближнем Востоке. Это простое объяснение», — заявил Bloomberg Ларс Бастиан Остеренг, аналитик Arctic Securities.
Из-за более низких фрахтовых ставок часть нефти перевозится на более длительные расстояния. Например, по информации Bloomberg, южнокорейский НПЗ закупил 2 млн баррелей американской нефти с поставкой в марте. Между тем, предложения на магистральные перевозки американских грузов в Азию уменьшились, отчасти из-за снижения стоимости доставки.
Однако с газом все обстоит иначе.
Энергетический кризис подогревает спрос на плавучие терминалы СПГ
Спрос на плавучие установки для хранения и регазификации СПГ (LNG-FSRU) резко вырос в этом году, поскольку Европа столкнулась с нехваткой энергоресурсов из-за постепенного сокращения Россией поставок трубопроводного газа.
Спрос на импорт СПГ подскочил после того, как взрывы на ключевом трубопроводе «Северный поток» лишили Россию возможности возобновить поставки. В результате десяткам европейских стран пришлось использовать FSRU или плавучие терминалы СПГ, по сути являющиеся мобильными терминалами, которые разгружают переохлажденное топливо и перекачивают его по трубопроводу в береговые сети.
Сейчас по всему миру работают 48 FSRU-установок, и, по данным Rystad Energy, на все из них, кроме шести, заключены срочные контракты. Согласно энергетическому аналитическому центру Ember, ЕС подготовил планы по разработке 19 новых проектов FSRU ориентировочной стоимостью €9.5 млрд.
Крупнейшими бенефициарами являются корейские судостроители, для которых FSRU —основной источник дохода. Корея является безоговорочным мировым лидером в этой области. По данным местных СМИ, корейским судостроителям на данный момент удалось получить на 46% больше заказов г/г. И правительство планирует, что страна завоюет 75% рынка к 2030 году.
Были созданы оптимальные предпосылки. Из-за нехватки подобных судов стоимость перевозки в Германию удвоилась в годовом исчислении и достигла $200000 в день.
«В прошлом году наблюдался профицит FSRU, а в этом году — дефицит. До сих пор на рынке было достаточно судов, но поскольку большинство из них уже задействовано, это становится все более острой проблемой», — рассказал Bloomberg Пер Кристиан Фетт, руководитель международного отдела СПГ в Fearnley LNG, Осло.
Базирующаяся в Техасе компания Excelerate Energy Inc. отправляет в Европу три FSRU, чья общая пропускная способность позволит импортировать 15 млрд кубометров газа, или около 10% от объема импорта трубопроводного и сжиженного природного газа из России в 2021 году. Спрос на данные терминалы в Европе настолько высок, что это может снизить доступность FSRU для нужд развивающихся стран.
«Существует реальный риск того, что недозагруженные мощности в других регионах мира могут быть перемещены в Европу, если это позволят текущие условия фрахта», — считает Каушал Рамеш, старший аналитик консалтинговой компании Rystad Energy.
Новый терминал в Нидерландах
Нидерланды осуществили первую поставку СПГ на новый терминал в рамках усилий Европы по отказу от российского газа. Ранее Нидерланды могли импортировать СПГ только через Роттердам, однако ситуация изменилась после ввода в эксплуатацию двух FSRU, Golar Igloo и Eemshaven LNG, пришвартованных в Емсхавене. Проект FSRU был завершен в рекордно короткие сроки. При этом два судна поставляют газ в Чехию и Германию, которые не имеют выхода к морю.
«Ввод в эксплуатацию нового терминала СПГ является важным шагом не только для Нидерландов, но и для всей Европы, что позволит как можно быстрее полностью избежать зависимости от российских энергоносителей», — заявил министр по вопросам климата и энергетики Нидерландов Роб Джеттен.
FRSU предлагают Европе самый быстрый и эффективный способ покончить с зависимостью от трубопроводов, по которым поступает большое количество газа из России.
Европа прилагает немало усилий, чтобы отказаться от российских энергоносителей после начала военных действий на Украине. Европейский союз запретил российский уголь и планирует заблокировать большую часть импорта российской нефти к концу 2022 года, чтобы лишить Москву важного источника доходов для проведения СВО на Украине.
Однако отказаться от российского газа оказалось гораздо сложнее, чем рассчитывали в Европе. Хотя поставки российского трубопроводного газа, на который приходилась основная часть импорта газа в Европу до конфликта на Украине, сократились до минимума, Европа продолжает закупать российский СПГ в больших объемах. Как сообщила The Wall Street Journal, импорт российского СПГ в Евросоюз подскочил на 41% в годовом исчислении, включая август.
«Российский СПГ стал темной лошадкой санкционного режима», — заявила WSJ Мария Шагина, научный сотрудник Международного института стратегических исследований в Лондоне.
Импортеры российского СПГ в Европу утверждают, что действующие санкции не распространяются на поставки в ЕС и что покупка СПГ у России и других поставщиков помогла сдержать европейские цены на энергоносители.
Европу захлестнул поток СПГ
Возможно, импорт СПГ из России в Европу оправдан по чисто экономическим соображениям.
Цены на газ в Европе резко упали в последние несколько недель, и, по данным CNBC, «в условиях энергетического кризиса Европу накрыла волна танкеров со сжиженным газом и ударила по ценам на природный газ». Согласно MarineTraffic, 60 танкеров с сжиженным газом, или ~ 10% от судов с СПГ в мире, в настоящее время плавают или стоят на якоре около Северо-Западной Европы, средиземноморского региона и Пиренейского полуострова.
Можно утверждать, что большая часть этих судов прибыла из Соединенных Штатов.
Спрос на газ в Европе резко вырос, поскольку ЕС пытается снизить зависимость от российского газа из-за конфликта на Украине. Европа потеснила Азию в качестве основного пункта назначения американского СПГ и теперь получает 65% от общего объема экспорта. ЕС намерен сократить потребление российского газа почти на две трети до конца года, а Литва, Латвия и Эстония пообещали полностью отказаться от импорта российского газа. В отличие от трубопроводного газа, переохлажденный СПГ дает гораздо более гибкие возможности для поставок и может транспортироваться из отдаленных регионов, включая США и Катар.
И Европа в этом не одинока. Судя по данным о поставках, в этом году Китай импортировал почти на 30% больше газа из России, как правило, с большой скидкой.
Импорт российского СПГ в Европу имеет положительный эффект: континенту удалось заполнить газовые хранилища раньше запланированного срока, а индикатор Reuter показывает, что в настоящее время заполнено 90% газовых хранилищ ЕС.
Подготовлено Profinance.ru по материалам ресурса OilPrice
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram
По теме:
В США резко взлетели цены на газ
Почему нефть упала, несмотря на новые ограничения на поставки из России
Почему нефтяные танкеры застряли в турецких водах?