Экспорт российской нефти на прошлой неделе немного вырос, но не настолько, чтобы избежать тенденции к снижению поставок из России для сокращающейся группы покупателей.
За семь дней до 6 января совокупные поставки российской нефти увеличились на 197000 баррелей в сутки или на 8%. Поставки из Тихоокеанского региона выросли на 200000 баррелей в сутки по сравнению с предыдущей неделей, а поставки из Арктики — на 143000 баррелей в сутки, компенсируя сокращение объемов из Черного моря.
Несмотря на такой прирост, средний показатель за четыре недели, который сглаживает пики и спады на еженедельных графиках, снижается четвертую неделю подряд. При этом те страны, которые стали спасательным кругом для Москвы, судя по всему, начинают сокращать поддержку по сравнению с прошлым годом. Это может стать проблемой для России, которой не удалось диверсифицировать покупателей после того, как Европа практически прекратила закупки в начале прошлого месяца.
В среднем за четыре недели общие потоки, осуществляемые морским путем, к 6 января сократились более чем на 500000 баррелей в сутки по сравнению с плато на уровне 3 млн во второй половине прошлого года, опустившись ниже 25 млн впервые с тех пор, как Bloomberg начал собирать данные в начале 2022 года. Этот показатель почти наверняка вырастет на следующей неделе, поскольку спад, связанный с погодой в середине декабря, из-за которого недельные потоки сократились более чем наполовину, выпадает из расчетов.
Объемы нефти на судах, направляющихся в Китай, Индию и Турцию, — три страны, которые стали единственными крупными покупателями переориентированных российских поставок, —плюс объемы на судах, которые еще не указали конечный пункт назначения, снизились четвертый раз подряд за четыре недели до 6 января, составив в среднем 2.31 млн баррелей в сутки. Данный объем на 140000 баррелей в сутки меньше, чем за период до 30 декабря: это самый низкий показатель за 10 недель.
Поскольку большинство судов еще не указали пункты назначения, которые, скорее всего, окажутся в Индии или Китае, можно отметить резкое сокращение потоков в Турцию. Судя по данным отслеживания судов, собранным Bloomberg, импорт из России, который в сентябре вырос почти до 400000 баррелей в сутки, за последние четыре недели уменьшился всего до 21000 баррелей в сутки. Это даже меньше, чем до начала конфликта на Украине в феврале прошлого года.
Поступления в бюджет Кремля от экспортных пошлин на нефть резко упали. Хотя снижение потоков и цен на нефть сыграло свою роль, сокращение поставок также связано с изменением формулы, используемой для расчета таможенных тарифов, поскольку страна продолжает переход от налогообложения экспорта за счет увеличения нагрузки на производство.
Запрет Европейского союза на импорт российской нефти сильно увеличил сроки доставки грузов: теперь путь из портов Балтии в Индию занимает в среднем 31 день по сравнению с доставкой из тех же терминалов до Роттердама в течение семи дней и примерно в два раза быстрее до Польши. Это усиливает давление на постепенно сокращающийся флот судов, владельцы которых готовы перевозить российские грузы.
В обход санкций
Страна все больше полагается на собственные корабли и так называемый «теневой флот», состоящий, как правило, из старых судов, принадлежащих небольшим, часто неизвестным компаниям, которые появились в последние месяцы. Принадлежащие Европе танкеры по-прежнему могут перевозить российскую нефть, если она продается дешевле предельной стоимости в $60 за баррель, установленной одновременно с запретом на импорт. Однако сейчас это мало кто делает.
Также увеличивается объем перевалки грузов с судна на судно в Средиземном море, при этом разные партии либо перегружаются на более крупные суда, либо перемещаются с танкеров ледового класса на другие суда, чтобы освободить суда, которые необходимы в Балтийском море в зимние месяцы.
Подобная перевалка происходила у испанского города Сеута на северном побережье Африки и у греческого города Каламата. Супертанкер Lauren II передал три груза весом 100000 тонн в Сеуте, а танкер Sao Paulo принял два груза, отправившись затем через Суэцкий канал. Lauren II имеет слишком большую осадку, чтобы пройти через канал, и, скорее всего, направится в Азию вокруг Африки.
В других регионах танкеры-челноки, перевозящие российскую нефть «Сокол», ждут гораздо дольше обычного, чтобы перегрузить грузы на другие суда в южнокорейском порту Йосу, что сокращает количество грузов, которые они могут принимать на борт каждый месяц. Танкеры, перевозящие российскую нефть, все чаще скрывают конечные пункты назначения. В течение четырех недель до 6 января суда, перевозившие почти 25 млн баррелей российской нефти, что эквивалентно экспорту 880 000 баррелей в сутки, покинули порт, четко не обозначив конечный пункт назначения. Вероятно, многие суда, покидающие терминалы в Балтийском и Черном море, начнут подавать сигналы следования в индийские порты, как только пройдут Суэцкий канал.
Подготовлено по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Санкции кусаются: морские поставки нефти из России на минимумах 2022 года
В декабре 25% нефти из Росиии покрывалось западной страховкой
2023 год покажет, насколько эффективна западная тактика нефтяной войны