России отводится центральная роль в железнодорожных перевозках грузов, обеспечивающих западных производителей стабильными поставками металлов, необходимых для изготовления микрочипов, электроники и боеприпасов, используемых во многих отраслях, в том числе и в оборонной промышленности. Большая часть так называемых редкоземельных элементов добывается в Китае. ОАО «Российские железные дороги» и другие компании перевозят критически важные металлы, необходимые для оборонной промышленности Европы, объем которых постоянно увеличивается.
По данным Европейского союза, опубликованным Bloomberg News, за первые девять месяцев прошлого года объем китайских редкоземельных металлов, отправленных поездами через Россию, вырос до 36074 тонн, что более чем в два раза превышает объем перевозок за весь 2021 год. Сумма сделок увеличилась более чем на 4/5, до €377 млн ($408 млн) по сентябрь включительно.
«Удивительно, что, несмотря на санкции, эта цепочка поставок по-прежнему работает, — отметил Майкл Вурмсер, основатель Norge Mining Ltd. — Это подчеркивает важность редкоземельных элементов и показывает, насколько мы зависим от них».
В Давосе, Швейцария, Вурмсер встречался с руководителями отрасли в попытке диверсифицировать цепочки поставок стратегических полезных ископаемых. Norge Mining заявляет, что в Норвегии есть крупные месторождения ванадия и титана, двух металлов, имеющих решающее значение для оборонной промышленности, и в производстве которых сейчас доминируют Китай и Россия.
Китай поставляет более 90% редкоземельных элементов, используемых в Европе, и, судя по последним данным ЕС, российские железные дороги остаются оживленным транспортным коридором и ключевым звеном пекинской инициативы «Один пояс, один путь». Грузовые перевозки по российским железным дорогам остаются ключевыми для европейской промышленности. В июле ЕС опубликовал руководство, разъясняющее, что товары, проходящие транзитом через страну, не подпадают под санкции.
Западные производители оружия используют добываемые в Китае редкоземельные элементы, такие как лантан, для изготовления бронебойных боеприпасов. Европейский спрос на вольфрам — тяжелый металл, используемый для противотанковых средств, производимых Thales Air Defence Ltd. и Rheinmetall AG, — в основном покрывается Китаем.
По оценкам ЕС, опубликованным Bloomberg, военный конфликт на Украине обнажил зависимость Европы от российских железных дорог и маршрутов в торговле с Китаем.
Несмотря на то, что объемы достигают всего 3-4% от общей торговли между Китаем и ЕС и составляют лишь небольшую часть от морских перевозок, железнодорожные перевозки могут сократить сроки доставки на несколько недель. Грузовой поезд из Уханя, Китай, пересекает Россию и прибывает в Дуйсбург, Германия, всего за 16 дней. Морские перевозки из Азии в Северную Европу могут занять в два раза больше времени.
Железнодорожные перевозки из Китая в Европу могут осуществляться по нескольким маршрутам. Объемы перевозок по северному коридору значительно увеличились с 2016 года, достигнув в 2021 году 692500 контейнеров в 20-футовом эквиваленте. Но, согласно анализу, проведенному в ЕС, это число сократилось после начала военного конфликта на Украине: с января по апрель 2022 года было перевезено 187000 контейнеров в 20-футовом эквиваленте.
Альтернативные маршруты
Альтернативные средний и южный коридоры имеют ограниченную пропускную способность, еще не полностью развиты и не могут компенсировать потери от северного маршрута. Как отметил представитель ЕС, это может стать проблемой в среднесрочной и долгосрочной перспективе, но не должно вызывать озабоченности прямо сейчас, поскольку большинство важнейших товаров не подпадают под санкции.
По словам военного и торгового аналитика Европейского совета по международным отношениям Рафаэля Лосса, наличие у противников накрадывающихся друг друга цепочек поставок случается не впервые. Япония использовала американский металлолом для своего военно-морского флота во время Второй мировой войны. А во время холодной войны поставки советского металла помогали пополнять запасы западного оружия, нацеленного против Москвы.
«Что изменилось, так это то, что по сравнению с эпохой холодной войны экономические инструменты принуждения стали играть более важную роль в управлении конкуренцией, — заявил Лосс. — Они не всегда дают желаемый эффект, но они, безусловно, способны нарушить цепочки поставок».
Хотя товары, перемещаемые по железным дорогам, — это лишь часть общих торговых отношений между ЕС и Китаем, Россия может увеличить издержки и проблемы для европейских импортеров, если заблокирует перемещение 15 железнодорожных вагонов в день, которые обычно проходят по маршруту.
Нарушение доступа к китайским вольфрамовым рудникам, на долю которых приходится более 83% мирового производства, может сделать западные экономики особенно уязвимыми.
Металл имеет решающее значение для целого ряда продуктов от аккумуляторов до магнитов и микрочипов, и вместе Китай и Россия контролируют почти две трети установленных запасов. При этом спрос обусловлен «расходами на оборону, вызванными конфликтом между Украиной и Россией», по словам Tungsten West Plc, которая намерена запустить в эксплуатацию новый рудник на юго-западе Англии в этом году.
«Конкуренция за ресурсы еще больше усилится», — добавил Лосс.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram