Россия потратила почти 50 лет на создание энергетического рынка в Европе. Но он был уничтожен менее чем за 50 недель. И заменить его практически невозможно.
Хотя Россия нашла альтернативные рынки для поставок нефти, в основном в Индии, на переориентирование продаж продуктов нефтепереработки и — возможно, даже в большей степени — природного газа уйдут годы, причем это будет стоить огромных денег. При условии, что вообще удастся создать такие рынки, поскольку мир отказывается от ископаемого топлива.
Когда 24 февраля на Украине разразился военный конфликт, европейские потребители энергии запаниковали. Рынок, который поглощал почти 2.5 млн баррелей нефти в сутки, 1 млн баррелей нефтепродуктов и 155 млрд кубометров газа в год, практически исчез.
Нефтяные потоки
Вскоре после февральских событий потоки российской нефти в некоторые регионы Европы начали снижаться. К 5 декабря, когда в силу вступил запрет Европейского союза на импорт российской нефти морским путем, они уже сократились до минимума, а единственным рынком оставалась Болгария, которая получила временное освобождение от соблюдения эмбарго. Поток продуктов нефтепереработки движется по той же траектории в преддверии аналогичных санкций, которые вступают в силу 5 февраля.
Россия также лишилась доступа к европейскому газовому рынку. Получается, что огромная сеть газовых месторождений и трубопроводов стоимостью в сотни миллиардов долларов, запущенная в 1968 году, когда газ впервые пересек границу Австрии, была построена зря.
В 2017 году подсчитали, что в разработку запасов газа на российском полуострове Ямал уже было инвестировано $100 млрд, большая часть которых была связана с Европой трубопроводами, в том числе соединяющими Россию с Германией по дну Балтийского моря. Ожидалось, что к 2025 году эта цифра удвоится. Теперь большая часть этих инвестиций оказалась бесполезной.
Хотя Россия, возможно, сможет восстановить каким-то образом энергетические связи с Европой после завершения конфликта, вряд ли страны ЕС когда-нибудь будут снова настолько зависеть от российского газа, как это было всего год назад.
Европейские правительства и потребители наконец всерьез задумались об ограничении спроса и рациональном использовании энергии, тогда как рекордные цены на газ и электричество стимулировали инвестиции в возобновляемые источники энергии и первые серьезные попытки изменить способ формирования розничных цен на электроэнергию с учетом сокращающейся доли ископаемого топлива в выработке энергии.
Российским нефтяным компаниям удалось перенаправить нефть, от которой отказались традиционные европейские покупатели, благодаря потребности индийских нефтеперерабатывающих заводов в дешевом сырье. Но изменение потоков стоило России и ее нефтяной промышленности немалых потерь. Для освоения индийского рынка потребовались большие скидки, которые, возможно, достигали $35 за баррель, что эквивалентно снижению цен на 40%.
К концу прошлого года российские поставки занимали около четверти импорта нефти в Индию, вытеснив грузы традиционных ближневосточных поставщиков субконтинента — Саудовской Аравии, Ирака, Объединенных Арабских Эмиратов и Кувейта.
Но одно дело переориентировать потоки нефти на рынок с крупным перерабатывающим сектором, который может перерабатывать экспортируемую Россией нефть с относительно высоким содержанием серы, и совсем другое — перенаправлять нефтепродукты на этот рынок. Безусловно, некоторые страны будут покупать дешевый российский дизель и экспортировать его в Европу, но им потребуются достаточно большие скидки, чтобы торговля была прибыльной.
Тем не менее, нефть, сырая или переработанная, имеет большое преимущество по сравнению с газом: ее можно легко и недорого транспортировать морским путем.
Поставки газа
На протяжении большей части последних 55 лет Россия искала покупателей для своего газа на Западе. Огромные трубопроводы протяженностью в тысячи километров соединили газовые месторождения, сначала в Сибири, а совсем недавно и на полуострове Ямал, с покупателями в Европе.
В последнее десятилетие Россия начала искать новые рынки для сбыта газа на Востоке, и теперь по газопроводу «Сила Сибири» доставляется топливо в Китай. Но этот газ поступает с новых месторождений, расположенных более чем в 1300 милях к востоку и в 600 милях к югу от месторождений Ямала, которые раньше снабжали Европу, а сейчас мало используются. Российский газовый гигант «Газпром» оценил официальную стоимость «Силы Сибири» и соответствующих месторождений газа в $55 млрд. Независимая оценка показала, что цифры почти в два раза выше: считается, что эти инвестиции никогда не принесут прибыль.
Объемы покупок российского газа Пекином могут быть ограничены в будущем. Хотя потребности Китая в энергоносителях огромны, страна, возможно, побоится повторить ошибки, совершенные некоторыми европейскими странами, которые слишком зависели от Москвы. Поэтому России придется искать замену утраченным европейским рынкам в другом месте.
Она хочет поставлять газ в Индию, еще одну быстроразвивающуюся страну с огромными растущими потребностями в энергии. Но транспортировать газ в Индию будет еще сложнее, чем в Китай. Маршрут должен пройти либо через одни из самых высоких гор в мире, либо через Афганистан и Пакистан. Любой маршрут будет пересекать несколько других стран, что повысит стоимость строительства и эксплуатации по сравнению с поставками между двумя странами с общими границами.
Из-за военного конфликта на Украине Россия лишилась доступа к европейскому энергетическому рынку. И заменить его будет непросто. Даже если Москва и Европа в итоге восстановят отношения, России еще долго придется подсчитывать потери из-за конфликта.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Вызовут ли новые европейские санкции в отношении российского дизеля крах на мировом рынке?
Глава Total предрекает Европе дорогой дизель и проблемы с газом в 2023 году
Большая семерка обсуждает потолок цен на российские нефтепродукты