Доминирование доллара в мировой торговле и инвестиционных потоках сталкивается с множеством новых угроз, поскольку многие страны продвигают планы по расширению использования альтернативных валют.
Лидеры стран БРИКС — председатель КНР Си Цзиньпин, президент России Владимир Путин, президент Бразилии Жаир Болсонару, премьер-министр Индии Нарендра Моди и президент ЮАР Сирил Рамафоса — на саммите БРИКС в Осаке, Япония, 28 июня 2019 г. Sputnik/Алексей Никольский/Кремль через Reuters
Страны от Китая и России до Индии и Бразилии настаивают на расширении торговли в недолларовых единицах — с планами, варьирующимися от использования местных валют до стабильной монеты, обеспеченной золотом, и новой резервной валюты БРИКС.
В течение десятилетий доллар США безраздельно господствовал в качестве мировой резервной валюты и широко использовался в трансграничной торговле, особенно для таких товаров, как нефть. Благодаря относительной стабильности цен инвесторы рассматривают его как актив-убежище во времена повышенной экономической и геополитической неопределенности.
В прошлом году курс доллара был дополнительно поддержан ростом процентных ставок в США, что сделало его привлекательным для иностранных инвесторов, стремящихся к более высокой доходности. Он вырос на 17% за первые девять месяцев 2022 года, но с тех пор потерял часть своего блеска из-за перспективы того, что Федеральная резервная система может вскоре прекратить повышение ставок, поскольку инфляция быстро снижается.
На этом фоне появляются последние угрозы господству доллара — вот пять валютных проектов со всего мира, которые в конечном итоге направлены на подрыв господства доллара.
Бразилия и Аргентина недавно объявили, что готовятся к запуску совместной валюты, названной «сур» (юг), которая в конечном итоге может стать проектом, подобным евро, который охватит всю Южную Америку.
Единая валюта может помочь стимулировать торговлю в Южной Америке, говорится в совместном заявлении лидеров стран, поскольку она позволяет избежать затрат на конвертацию и неопределенности обменного курса. По данным Федеральной резервной системы, это может подорвать господство доллара в регионе, учитывая, что на доллар приходилось 96% торговли между Северной и Южной Америкой с 1999 по 2019 год.
Россия и Иран вместе работают над криптовалютой, обеспеченной золотом — «стейблкоином»*, который может заменить доллар в платежах в международной торговле.
Две страны, обе из которых пострадали от западных санкций, хотят выпустить «токен Персидского региона» для использования в трансграничных транзакциях с планом запуска его в особом экономическом анклаве в Астрахани на юге России, который уже обрабатывает иранские поставки. Об этом сообщили «Ведомости» в январе.
Но проект может двигаться вперед только после того, как российский рынок цифровых активов будет полностью отрегулирован, по словам московского депутата.
По данным аналитического центра Jamestown Foundation, в последние месяцы Россия и Иран активизировали свои усилия по «дедолларизации». Они стремятся увеличить объем своей торговли до 10 миллиардов долларов в год с помощью таких шагов, как разработка альтернативной международной платежной системы SWIFT, от которой их отключили.
Между тем, Объединенные Арабские Эмираты и Индия выдвинули идею ведения ненефтяной торговли в рупиях.
Этот шаг будет основываться на соглашении о свободной торговле, подписанном в прошлом году, целью которого является увеличение торговли между двумя странами, за исключением нефти, до 100 миллиардов долларов к 2027 году.
По словам государственного министра внешней торговли ОАЭ Тани бин Ахмеда аль-Зейуди, Китай также обдумывал идею расчета ненефтяной торговли в местных валютах, чтобы исключить использование доллара США.
Китай, с другой стороны, стремится ослабить доллар, настаивая на том, чтобы юань заменил доллар в нефтяных сделках, учитывая его активизацию торговли с Россией после начала СВО на Украине.
Этот шаг направлен на ослабление нефтедолларового режима, существовавшего с 1970-х годов, когда глобальные сделки с нефтью в основном осуществляются в долларах.
К концу прошлого года Пекин начал покупать нефть у Москвы с большими скидками, совершая эти покупки в юанях, а не в долларах, что привело к появлению так называемого нефтеюаня.
При более сильном долларе нефтяные контракты становятся более дорогими, поскольку сделки в основном заключаются в валюте США, и это также объясняет отказ Китая от доллара.
Аналитик Kpler Виктор Катона сказал, что Россия фактически стала «азиатской страной, которая, на мой взгляд, ввела юань в крупномасштабную торговлю нефтью».
В прошлом году Россия и Китай начали переговоры о разработке новой резервной валюты с другими странами БРИКС, бросив вызов господствующему доллару.
Новая резервная единица будет основана на корзине валют членов группы: Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки.
По данным Международного валютного фонда, господство доллара в качестве главного резервного средства уже идет на убыль, поскольку центральные банки диверсифицируют свои активы в такие валюты, как китайский юань, шведская крона и южнокорейская вона.
Примечание:
Стейблкоины — это криптовалюты, стоимость которых зависит от таких активов, как доллар США или золото, которые менее волатильны по цене, чем цифровые активы. Это защищает инвесторов от диких колебаний на более широком крипторынке.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Insider
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Намерение Китая покупать нефть и газ за юани пошатнет мировое господство доллара