5 декабря страны G7, Австралия, а также 27 стран Европейского союза ограничили цены на российскую нефть на уровне $60 за баррель. Ограничение позволяет странам, не входящим в ЕС, импортировать российскую нефть морским путем, но запрещает западным судоходным и страховым компаниям обрабатывать грузы с нефтью, если она продается выше этой отметки.
Сейчас подавляющая часть российской нефти торгуется ниже этого предела, при этом Urals, которая перевозится по морю, во вторник стоила $49.50 за баррель на условиях франко-борт, порт Приморск, и $47.83 на условиях франко-борт, порт Новороссийск. Как рассказали Reuters трейдеры, объемы отгрузки нефти из Приморска, Усть-Луги и Новороссийска в этом месяце могут достичь многомесячного максимума, превысив 9.5 млн тонн благодаря устойчивому спросу в Азии, росту цен на нефть и доступности танкеров.
Судя по планам экспорта и данным трейдеров, отгрузки нефти из России и Казахстана через Приморск и Усть-Лугу в январе могли подскочить до самого высокого уровня с 2019 года и составить 7.4 млн тонн. Суда, принадлежащие ЕС, в основном Греции, в январе перевезли более 2 млн тонн нефти Urals из портов Балтийского и Черного морей, что превышает четверть российского экспорта из этих портов.
Согласно расчетам Reuters, основанным на данных торгового терминала Eikon и информации, которой поделились трейдеры, объем перевозок судами ЕС почти в два раза больше, чем в декабре. Министерство энергетики и Министерство транспорта России отказались от комментариев. Россия заявила, что не согласится продавать нефть в рамках ценового ограничения.
Греция пришла на помощь
Принадлежащие Греции суда, находящиеся под управлением греческих компаний, в январе совершили по меньшей мере 21 рейс с российской нефтью по нескольким направлениям. По данным Refinitiv Eikon, греческие судоходные компании включали TMS Tankers Management, Stealth Maritime, Kyklades Maritime, Dynacom, Delta Tankers, NGM Energy и New Shipping.
NGM сообщила, что ее танкер Ace выгрузил нефть в Болгарии.
«Любые поставки нефти за пределы ЕС после 5 декабря разрешены ЕС, поскольку они соблюдают механизм ограничения цен G7», — сообщил представитель компании по электронной почте.
«При любых обстоятельствах мы обеспечиваем соблюдение правил ЕС с привлечением независимого стороннего юриста для проверки всех юридических документов», — добавил сотрудник.
Другие компании не ответили на запросы о комментариях по конкретным рейсам.
Танкер Karolos, находящийся под управлением Dynacom, загрузил российскую нефть в балтийском порту Усть-Луга в январе и должен доставить ее в Сикку, Индия, к 3 февраля. Танкер Lovina под управлением TMS Tankers в январе загрузило нефть в российском порту Приморск и также направляется в Индию.
В конце декабря президент России Владимир Путин подписал указ, запрещающий поставки нефти и нефтепродуктов с 1 февраля в течение пяти месяцев странам, которые соблюдают ограничения. В понедельник Москва опубликовала нормативную базу, которая включает запрет на поставки иностранным организациям, участвующим в любых ценовых ограничениях, а также запрет на включение в контракты любого механизма ограничения цен.
Подготовлено по материалам агентства Reuters
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Индийский перевозчик помогает поставлять российскую нефть на рынок
Россия транспортирует нефть «короткими перебежками»
Российская нефть смешивается в Сингапуре, а затем реэкспортируется — Bloomberg