По данным аналитиков Kpler по сырьевым товарам, в январе импорт сверхохлажденного топлива в Азию вырос до 24.0 млн тонн по сравнению с декабрьским уровнем в 23.74 млн тонн, благодаря чему в прошлом месяце были зафиксированы самые высокие показатели с января 2022 года.
В то же время импорт в Европу сократился в январе до 12.42 млн тонн по сравнению с 13.51 млн тонн в декабре, что, по данным Kpler, было рекордом. Импорт в Европу остается высоким по историческим меркам: структурный рост обусловлен конфликтом на Украине, за которым последовали санкции, ограничившие поставки на континент российского газа по трубопроводам.
Раньше Европа получала около 40% природного газа из России, но этот показатель резко снизился после 24 февраля прошлого года, что привело к конкуренции за поставки СПГ. В 2021 году ежемесячный импорт сжиженного природного газа в Европу колебался от минимума на уровне 4.54 млн тонн до максимума на уровне 9.15 млн тонн. После начала конфликта на Украине импорт варьировался от минимума в 8.8 млн в августе прошлого года до рекорда в декабре.
По сути, Европа отобрала СПГ у азиатских стран, в первую очередь потому, что была готова платить больше за спотовые поставки, особенно из США, которые занимают третье место среди крупнейших грузоотправителей в мире после Австралии и Катара.
Однако спрос на СПГ в Европе снизился в январе благодаря более мягкой погоде, чем обычно, и достаточным запасам.
Азия постепенно увеличивает закупки
В результате за неделю до 3 февраля спотовая цена на СПГ для доставки в Северную Азию упала до $18.50 за млн британских тепловых единиц, что является самым низким показателем с сентября 2021 года. Стоимость фьючерсов, привязанная к азиатскому эталону S&P Global Commodity Insights JKM, также снизилась на прошлой неделе, достигнув минимума в $18.37 за баррель 2 февраля.
Снижение спотовых цен связано с тем, что некоторые из ведущих азиатских покупателей краткосрочных грузов покупали меньше СПГ. По данным Kpler, Китай, который в 2022 году уступил звание крупнейшего в мире импортера СПГ Японии, в январе отгрузил 6.12 млн тонн по сравнению с 7.28 млн в декабре и 7.18 млн в январе прошлого года.
Хотя у Китая есть долгосрочные соглашения о закупках, он также закупает СПГ на спотовых рынках. Однако объемы уменьшились, так как цены резко выросли после начала конфликта на Украине, достигнув рекорда в $70.50 за баррель за неделю до 25 августа. Еще одним покупателем спотовых грузов является Индия, которая в январе импортировала 1.46 млн тонн, что немного больше, чем 1.33 млн в декабре, но меньше 1.69 млн в январе 2022 года.
По данным Kpler, устойчивый спрос в Азии зафиксирован среди более традиционных импортеров СПГ, таких как Япония, где поставки в январе увеличились до 6.85 млн тонн по сравнению с 6.60 млн тонн в декабре. Импорт в Южную Корею вырос с 4.50 млн тонн в декабре до 4.95 млн тонн в январе, тогда как импорт на Тайвань увеличился до 1.76 млн тонн с 1.69 млн тонн в декабре.
Перед рынком стоит вопрос, упали ли спотовые цены настолько, чтобы привлечь азиатских покупателей СПГ, которые раньше отказывались от покупок. Как отметили чиновники государственной газовой компании Бангладеш, страна может нарастить закупки спотового СПГ в ближайшие месяцы, отменив решение о прекращении спотовых закупок на фоне высоких цен.
Хотя поставки нескольких дополнительных партий в Бангладеш недостаточно, чтобы подогреть спрос, это, возможно, говорит о восстановлении интереса к возобновлению спотовых закупок СПГ. Ключевым аспектом станет то, решат ли коммунальные предприятия Китая, Индии и Пакистана, что цены снизились настолько, чтобы импорт СПГ снова стал экономически целесообразным.
В прошлом спотовые цены на СПГ снижались в периоды между пиками спроса в северном полушарии зимой и летом, однако при наличии отложенного спроса на топливо это может ограничить падение цен в ближайшие месяцы.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Reuters
MarketSnapshot — Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Снижение цен оживляет интерес к СПГ со стороны развивающихся газовых рынков Азии
В 2023 году рынок успокоится, но СПГ все равно будет стоить дорого