Россия стремится выйти из экономического кризиса, который грозил привести к глубочайшей рецессии более чем за двухдесятилетнее правление президента Владимира Путина.
Бурный рост экспорта товаров направил капитал в казну правительства и компаний, подпитывая рост инвестиций в бизнес, который был беспрецедентным во время предыдущих экономических спадов и оказался решающим в 2022 году.
Большие и малые компании тратили деньги на замену иностранного оборудования и программного обеспечения или направляли деньги на создание новых цепочек поставок для выхода на альтернативные рынки. По данным Bloomberg Economics, столкнувшись с первоначальными прогнозами снижения капитальных затрат до 20%, в 2022 году в России вместо этого они увеличились на 6%.
Источник: Bloomberg Economics.. *Показывает общее изменение от пика до конца спада
Но точно так же, как более жесткие ограничения на экспорт лишают РФ доходов, будущее для инвестиций перенасыщено всевозможными рисками. Хотя центральный банк и министерство экономики России ожидают периода стабильности или лишь небольшого спада, Bloomberg Economics прогнозирует, что инвестиции в основной капитал уменьшатся на 5% в 2023 году — серьезное препятствие для экономики, которая, как ожидается, сократится на 1,5%.
По словам Ольги Беленькой, экономиста Финама в Москве, снижение корпоративных доходов и давление со стороны санкций остановят импульс и усугубят неопределенность, которая, вероятно, приведет к резкому падению расходов, хотя и меньшему по масштабу, чем первый прогноз на 2022 год.
«Похоже, что инвестиции, поддерживаемые правительством и государственными корпорациями, могут еще увеличиться, но инвестиции частного сектора сократятся», — сказала она.
Инвестируйте, чтобы выжить
Устойчивость в прошлом году была вопросом выживания для компаний, которым теперь нужно было пережить то, что центральный банк называет «структурной трансформацией» экономики, осажденной санкциями. Банк России заявил, что подавляющее большинство предприятий либо увеличили инвестиции, либо сохранили их без изменений в 2022 году.
Это помогает объяснить, почему объем производства сократился всего на 2%, что намного меньше прогнозируемого экономического коллапса сразу после начала СВО в конце февраля.
Что говорит Bloomberg Economics...
«Российская рецессия не похожа ни на одну из предыдущих. Во время типичного спада больше всего страдают частные инвестиции, в то время как потребление домохозяйств сокращается меньше. Не в этот раз. По нашим оценкам, эта аномалия исчезнет в 2023 году, поскольку высокая неопределенность и риски ведения бизнеса в России сдерживают инвестиции».
—Александр Исаков, экономист по России.
Пока Россия пыталась справиться с дефицитом, вызванным санкциями, возникли новые частные предприятия, многие из которых опирались на государственные кредиты или субсидии.
Ожидается, что в Псковской области на западе России завод будет выпускать промышленные аккумуляторы, чтобы заменить импорт. Запущенное в Чувашии на Волге химическое предприятие планирует производить перекись водорода в объемах, которые должны полностью обеспечить внутренний спрос. Под Москвой начали производить гидравлическое оборудование и фармацевтические препараты.
Мария Романовская входит в число предпринимателей, ожидающих материализации государственной поддержки после того, как в прошлом году вложила собственные деньги в создание производителя косметики после ухода западных брендов. Она обратилась к правительству за финансированием, планируя инвестировать в строительство объектов и перейти от контрактного производства к разработке собственной полной полуавтоматической производственной линии.
«На это была выделена какая-то гигантская сумма денег», — сказала она. «Мы имели право на две программы господдержки, и мы подали заявку на одну».
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
Исчезновение многих импортных товаров стало одной из сил, трансформировавших российскую экономику военного времени, подтолкнув рост, основанный на менее сложных технологиях, к тому, что ее центральный банк назвал «обратной индустриализацией».
И деньги, которые правительство и компании сейчас вливают в экономику, также отражают безотлагательность развития новой инфраструктуры для торговли после того, как России фактически пришлось отказаться от маршрутов на западные рынки, строительство которых когда-то стоило сотни миллиардов долларов.
Отход от традиционных потребителей в России означал, что газовому гиганту ПАО «Газпром» пришлось удвоить свою инвестиционную программу с планом увеличения капиталовложений до рекордного уровня в 2023 году для финансирования переориентации экспорта на восток.
Инвестиционный кейс
«Эта тенденция должна поддерживать инвестиции в основной капитал в ближайшие годы», — сказала Татьяна Орлова из Oxford Economics.
Аналогичная причина побудила производителей нефти вкладывать средства в транспортную инфраструктуру и танкеры. Воспользовавшись огромной неожиданной прибылью от высоких цен на сырьевые товары, горнодобывающий сектор стал крупнейшим источником инвестиций в прошлом году.
ПАО «Северсталь», один из крупнейших производителей стали в России, сохранил капитальные затраты практически без изменений и перенаправил инвестиции в проекты, которые были подвержены риску перебоев с поставками оборудования или ограничений на экспорт.
В этом году «Северсталь» также разрабатывает информационные технологии отечественного производства для использования в металлургии и смежных отраслях. Государственные кредиторы, такие как ПАО Банк ВТБ и Россельхозбанк, аналогичным образом инвестируют в замену иностранного программного обеспечения местными решениями.
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
Изобилие денежных средств означает, что капитал становится доступным для секторов, давно жаждущих инвестиций. Только государственная программа льготного кредитования нацелена на выделение около 300 миллиардов рублей (4,3 миллиарда долларов) малому и среднему бизнесу.
Что дальше
Однако издержки экономической изоляции со временем будут только расти, и вполне вероятно, что Россия променяет самодостаточность на более дорогую продукцию более низкого качества.
И для большинства компаний сейчас больше внимания уделяется выживанию, чем развитию. Опрос Банка России показал, что среди малого и среднего бизнеса только каждая четвертая фирма готовится к дальнейшему увеличению капитальных затрат. Для крупных компаний треть готова сделать это.
Источник: Блумберг.
Тем не менее, для многих предприятий выбор заключается в том, чтобы обойтись пока без развития.
Сергей Янчуков, чья группа «Мангазея» занимается разными видами деятельности, от добычи полезных ископаемых до строительства недвижимости, говорит, что его планы расходов не реализуются.
Команда, отвечающая за подразделение добычи золота, встречалась несколько раз в течение прошлого года, чтобы обсудить риски и возможные сценарии. По его словам, они пришли к выводу, что «необходимо двигаться вперед» и инвестировать в будущее.
«Сложные времена пройдут, а проекты останутся — они долгосрочные, поэтому мы ничего не останавливаем», — сказал он.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
МВФ впервые за год повысил прогноз мировой экономики и особенно выделил Россию