На фото буровая установка для добычи медной руды. Источник: Bloomberg
В августе группа китайских торговых компаний обнаружила, что у одного из трейдеров, торгующих медью в стране, не оказалось руды на сумму почти $500 млн, которая должна была использоваться в качестве обеспечения. А в июне случилось происшествие, связанное с пропажей алюминия. Все эти эпизоды подчеркивают растущие риски финансирования сырьевых товаров и являются тревожными отголосками гораздо более масштабного скандала, произошедшего в 2014 году — махинации в Циндао, — который привел к кардинальным изменениям в плане ведения бизнеса в отрасли со стороны международных банков и торговых домов.
1. Почему запасы исчезли?
Риски и мошенничество уходят корнями в историю торговли сырьевыми товарами, и есть несколько вариантов, почему все может пойти не так. Но в основе проблемы лежит зависимость сектора от документооборота при отправке и хранении дорогостоящих грузов, что делает его легкой мишенью для мошенничества. Торговля сырьевыми товарами — это обычно крупный бизнес с низкой маржей, и трейдеры берут кредиты под залог продукта, которым они торгуют, чтобы финансировать покупки и оптимизировать денежные потоки. На рынках металлов это обеспечение часто подтверждается бумажными документами — складскими квитанциями и товаросопроводительными документами, где фиксируются такие детали, как количество, качество, право собственности и местоположение товара. Проблема в том, что их можно подделать с помощью фиктивных материалов, или же одна партия может использоваться для обеспечения нескольких кредитов. Также трейдер может просто продать товары, на которые вправе претендовать кредиторы, не возвращая кредит.
2. Что произошло с никелем?
Никель пользуется популярностью среди мошенников из-за высокой стоимости: один контейнер может стоить $500000. Компания Trafigura покупала металл, который уже находился в контейнерах на судах, а потом продавала его, когда суда прибывали в пункт назначения. Но проверив содержимое контейнера в Роттердаме в декабре, следователи обнаружили, что он был заполнен более дешевыми материалами. В результате Trafigura понесла убытки от продажи контейнеров в размере $577 млн.
3. Почему случился инцидент с медью?
В нем оказалась замешана небольшая фирма Huludao Risun Trading Co., которая закупает медный концентрат у международных поставщиков и хранит его в порту перед отправкой на китайские металлургические предприятия. В прошлом году компания получила кредиты от синдиката, состоящего из более чем дюжины компаний, в основном государственных, которые были обеспечены 300000 т медного концентрата, хранящегося на складе Risun. Кредиторы выяснили, что Risun столкнулась с финансовыми трудностями, и когда они решили проверить обеспечение, то обнаружили только 100000 т — треть от суммы залога. Остальное уже было отгружено, что нарушало права кредиторов предъявлять требования относительно материалов.
4. Были ли другие случаи?
Несколько китайских трейдеров заявили, что их обманули, заставив предоставить кредит в размере до 500 млн юаней ($74 млн) под залог фиктивных партий алюминия. Несколько складов ненадолго приостановили деятельность из-за подозрений в связи с возможной подделки ордеров. Trafigura и сырьевой гигант Glencore Plc, среди прочих, провели аудит, и по крайней мере один кредитор предъявил иск руководству склада, потребовав компенсации. В этом году два руководителя британского предприятия по торговле сталью были признаны виновными в мошенничестве в рамках схемы финансирования торговли на $500 млн, а в 2020 году Mercuria Energy Group Ltd. купила медь у турецкого поставщика, но обнаружила контейнеры с покрашенными камнями.
5. Почему это происходит?
В последний год китайские трейдеры, работающие с низкой маржей, столкнулись с ужесточением условий финансирования по мере ослабления кредитных потоков. Банки осторожнее относятся к кредитованию из-за спада на рынке недвижимости в Китае и резких колебаний цен на сырьевые товары на фоне конфликта на Украине. Крупные потери на рынке никеля усилили нестабильность. Это стимулировало переход к альтернативному и менее жестко регулируемому финансированию, например, к сделкам, при которых небольшие частные фирмы закладывают товары крупным государственным трейдерам в обмен на наличные.
6. Что позволяет выявлять такие случаи?
После достижения рекордных максимумов в марте цены на промышленные металлы упали в середине 2022 года из-за опасений относительно глобальной рецессии. Некоторые игроки могут понести значительные убытки на рынке из-за высокой волатильности. Экономика Китая, крупнейшего потребителя металлов, столкнулась с затяжным кризисом в сфере недвижимости, а также неопределенностью после того, как страна отменила политику борьбы с коронавирусом Covid Zero. Поэтому кредиторы стали внимательнее относиться к рискам, связанным с выдачей кредитов сырьевым трейдерам, чьи денежные потоки сокращаются во время спадов, и они могут быть подвержены убыткам.
7. Какие возможны последствия и ответные меры?
В худшем случае может возникнуть кризис доверия к ключевым цепочкам поставок сырьевых товаров. Банки и крупные трейдеры не станут кредитовать мелких игроков, если не будут уверены, что кредиты обеспечены актуальными сопроводительными документами, подтверждающими отгрузку и хранение. Новые случаи исчезновения металла могут спровоцировать более серьезные проблемы с ликвидностью, которые приведут к остановке торговли металлами или серьезным проблемам среди крупных трейдеров. Одним из решений может стать переход отрасли на цифровые технологии, что снизит риски, сократит расходы и сэкономит время. Но пока нет общепринятых стандартов, которые могли бы заменить существующую бумажную систему.
8. Что произошло во время скандала в Циндао?
В китайском Циндао в 2014 году в наибольшей опасности оказались именно банки, включая международные институты, из-за сделок с торговой фирмой и ее филиалами, которые несколько раз закладывали одни и те же запасы металлы, чтобы получить кредиты на сумму более 20 млрд юаней. Это сделало банки более осторожными. Китайский регулятор также призвал усилить надзор, и впоследствии использование металлов в качестве обеспечения для финансирования сократилось. Французские и австралийские банки понесли убытки по кредитам в 2017 году свыше $300 млн после того, как они обнаружили поддельные документы на никель на азиатских складах, принадлежащих Access World, дочерней компании Glencore. В 2020 году сингапурский нефтетрейдер Hin Leong (Pte) Ltd. подделал документы, чтобы получить кредит для торговли продуктами, которые он уже продал. Несколько лет назад российский Сбербанк якобы обнаружил, что контейнеры с никелем в Роттердаме, которые он финансировал от лица Liberty Commodities, принадлежащей Сандживу Гупте, уже были пустыми.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot — Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram