Стоимость доставки товаров по жизненно важным мировым торговым маршрутам упала на 85% ниже своего пикового уровня, поскольку кризис стоимости жизни ударил по потребительским расходам, а сбои в цепочках поставок, связанные с пандемией, ослабли.
В этом месяце доставка стандартного 40-футового стального контейнера из восточного Китая на западное побережье США в короткие сроки стоила 1444 доллара, по данным специалиста по отгрузке Xeneta, по сравнению с пиковой ценой в 9682 доллара в марте прошлого года. Повсеместные задержки и очереди, которые обрушивались на порты в разгар пандемии, также исчезли.
Kiel Institute, немецкий аналитический центр, заявил, что, несмотря на ежемесячный прирост в 2,1% в январе 2023 года, количество отгруженных товаров снизилось на 5% по сравнению с уровнем января 2022 года.
За падением стоит снижение спроса на товары, 90% которых доставляется розничным торговцам морским транспортом. Спрос упал из-за резкого роста инфляции, вызвав серьезный кризис стоимости жизни в нескольких странах и вынудив центральные банки попытаться ограничить расходы более высокими процентными ставками. Открытие баров, ресторанов и других объектов, закрытых во время пандемии, также привело к увеличению расходов на услуги.
В США расходы на товары в настоящее время снизились на 5,4% в реальном выражении по сравнению с пиковым показателем в марте 2021 года. В Великобритании объемы продаж вернулись ниже допандемических уровней после того, как в апреле 2021 года они выросли на 10 процентов.
Учитывая, что инфляция по-прежнему высока, а ставки центральных банков будут расти, спрос, как ожидается, останется слабым до конца года.
Судоходная группа Maersk прогнозирует, что спрос на контейнеры — символ торговли — упадет в этом году на 2,5%.
Ежемесячный опрос менеджеров по закупкам S&P показал, что новые экспортные заказы сократились по всему миру во второй половине прошлого года и в январе. В прошлом месяце МВФ прогнозировал, что рост мировой торговли снизится до 2,4% в этом году с 5,4% в 2022 году.
Леа Фэйи, экономист исследовательской компании Capital Economics, сказала, что, хотя открытие Китая «несколько улучшило» перспективы, «слабый спрос в других странах будет сдерживать торговлю в течение некоторого времени».
После двух лет баснословной прибыли группы судоходных компаний от CMA-CGM до Hapag-Lloyd предупредили инвесторов о риске для их чистой прибыли. Maersk, вторая по величине группа контейнерных перевозок, на прошлой неделе заявила, что операционная прибыль в этом году составит от 2 до 5 млрд долларов, что гораздо меньше 31 млрд долларов в прошлом году и 20 млрд долларов в 2021 году.
Но падение цен приветствовали импортеры, которым также приходится приспосабливаться к снижению спроса, вызванному кризисом стоимости жизни.
«Это довольно значительный плюс, — сказал Йонас Самуэльсон, исполнительный директор производителя бытовой техники Electrolux.
Со многими клиентами по долгосрочным контрактам, которые оказались менее волатильными, чем краткосрочные ставки, судоходные группы, вероятно, сохранят преимущества более высоких ставок, по крайней мере, в текущем квартале, прежде чем новые соглашения отразят снижение цен.
Стремясь снизить фрахтовые ставки, группы также сокращают рейсы. По данным поставщика данных eeSea, в 2022 году перевозчики отменили или пропустили 1639 рейсов между Восточной Азией и Европой или Северной Америкой, что на 40% больше, чем в предыдущем году.
Несмотря на это, падение объемов отгрузки оставляет компаниям надвигающуюся проблему избыточных мощностей.
Поскольку спрос на контейнерные площади во время пандемии резко вырос, многие перевозчики вложили деньги в новые суда. По словам Джонатана Роуча, аналитика судоходного брокера Braemar, в прошлом месяце общая грузоподъемность заказанных судов была эквивалентна 30% активного мирового флота. Для сравнения: в январе 2019 года этот показатель составлял 13%.
Доставка этих судов может увеличить избыточную грузоподъемность, что еще больше снизит фрахтовые ставки.
Однако, если это произойдет, судоходные группы, вероятно, прибегнут к той же тактике, которая использовалась во время начального шока от пандемии. Когда фабрики закрылись, группы вывели из строя десятки судов. Это создало «самую благоприятную динамику спроса и предложения за всю историю», сказал Джон Маккаун, основатель консалтинговой фирмы Blue Alpha Capital, что привело к росту ставок, когда спрос на товары резко вырос.
«Перевозчики будут более агрессивно, чем в прошлом, сокращать пропускную способность, потому что они увидели, насколько эластичны эти тарифы», — добавил Маккаун.
Те, кто зависит от товаров, перевозимых в контейнерах, также обеспокоены тем, что в долгосрочной перспективе рыночная власть перешла к перевозчикам.
Джерард Лайонс, менеджер по продажам в логистической группе Publiship, которая помогает издателям импортировать книги в Великобританию, сказал: «Если [заказы на книги] начнут расти… . . Я очень мало верю в то, что операторы смогут снова увеличить цену».
Есть и более сложные геополитические условия. Конфликт России и Украины и давление на бизнес в Китае добавили еще больше головной боли.
Винсент Клерк, новый исполнительный директор Maersk, сказал, что, несмотря на недавние улучшения, клиенты прекрасно понимали, что время от времени службы доставки будут прерываться из-за глобальных событий.
«Я не думаю, что кто-то из них смотрит в ближайшие годы и говорит: «Наши проблемы решены».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram