Сложно вообразить, чтобы Сундар Пичаи, Джефф Безос или Марк Цукерберг стояли на сцене и жаловались на то, что в мире строится недостаточно центров обработки данных.
Для удовлетворения постоянно растущего спроса на облачные хранилища (могли бы сказать они) нужно намного больше веб-серверов; если их не производить, электронные системы, от которых зависит современное общество, могут выйти из строя. Трудно поверить, что такое предупреждение восприняли бы всерьез, если бы Alphabet Inc., Amazon.com Inc. и Meta Platforms Inc. не тратили деньги на предотвращение подобной катастрофы. Будучи одними из крупнейших игроков в облачной сфере с соответствующими балансами, они должны воспринимать возможный кризис как возможность.
Поэтому жалобы главы Saudi Arabian Oil Co. несколько непонятны. На форуме в Эр-Рияде Амин Насер заявил, что «политика, основанная на принципах ESG», и сторонники энергетического перехода и отказа от ископаемого топлива способствуют сокращению инвестиций в нефть и газ.
Это «будет иметь серьезные последствия. Для мировой экономики. Для доступности энергоносителей. И для энергетической безопасности», — добавил он.
Инвестиции сокращаются
Saudi Aramco делала подобные заявления и ранее. По итогам полугодия, опубликованным в августе прошлого года, ежегодные расходы на добычу нефти и газа примерно на $150 млрд меньше, чем необходимо для удовлетворения текущего и будущего спроса.
Но дело в том, что лучше других к надвигающемуся дефициту готова… Saudi Aramco. Потоки денежных средств от текущей деятельности за 12 месяцев по сентябрь составили $181 млрд. Это больше, чем за тот же период зафиксировали Exxon Mobil Corp., Shell Plc и Chevron Corp. вместе взятые.
По мнению Bloomberg Opinion, западные конкуренты могут объяснить неспособность инвестировать так же агрессивно, как раньше, требованиями акционеров о получении выплат. Однако подобное объяснение не работает в отношении Aramco. Все акции, за исключением доли в 1.7%, принадлежат правительству Саудовской Аравии и фонду национального благосостояния страны. Более того, сумма в $75 млрд, которую Aramco выплатила в виде дивидендов за тот же период, примерно на 50% больше, чем совокупные выплаты, произведенные семью крупнейшими западными производителями нефти.
Несмотря на это, капитальные затраты на разведку и добычу нефти отстают от темпов роста прибыли. Хотя прогнозируемый общий объем капиталовложений увеличился до диапазона $40 млрд — $50 млрд в 2022 году и даже больше в период до 2025 года, доля расходов на переработку на нефтеперерабатывающих и химических заводах в будущем продолжит расти. Если добавить сюда все средства, которые Aramco планирует направить на проекты по энергетическому переходу, такие как возобновляемые источники энергии, водород и улавливание углерода, то на разведку и добычу останется только около 50% от общей суммы, заявил Насер инвесторам в августе. Это значит, что средства, выделяемые на новые проекты по добыче нефти, могут незначительно превысить долгосрочный уровень в районе $25 млрд или даже немного сократиться, если учесть инфляцию и огромные суммы, которые Aramco обещает потратить на газ.
Планы Aramco
Поскольку акционеры уже получили хорошее вознаграждение, а инвестиции приостанавливаются, аналитики ожидают, что Aramco останется только положить оставшуюся прибыль в банк. Чистый долг, который в 2020 году составил $80 млрд, в прошлом году превратился в чистые денежные средства и, согласно средним прогнозам, составленным в ходе опроса Bloomberg, к 2025 году вырастет до $93 млрд в виде наличности. Вместо того, чтобы тратить эти деньги на захват доли рынка для торговли продуктом, на котором построено богатство страны, Saudi Aramco получит около 4.5% по государственным облигациям.
Это говорит о падении настроений. По словам Aramco, спрос на нефть продолжает расти, хотя и умеренно. По данным BP Plc, к середине столетия доля Организации стран-экспортеров нефти в добыче достигнет примерно половины общемирового объема по сравнению с примерно третью в настоящее время: скачок примерно на 20 млн баррелей в сутки, если предположить, что спрос останется относительно стабильным. Тем не менее, самый амбициозный план Saudi Aramco предполагает увеличение пиковой производственной мощности всего на один миллион баррелей в сутки — до 13 млн баррелей в сутки в 2027 году. Даже если она считает, что местные месторождения близки к максимальному уровню добычи, такие денежные потоки должны позволить Aramco инвестировать за рубежом и повысить престиж королевства на дипломатической арене, при наличии такой возможности.
Есть и другое объяснение. Saudi Aramco остается только рисовать радужные перспективы потребления нефти, но ее выявленные предпочтения куда осторожнее. Если она сейчас будет инвестировать слишком агрессивно, то рискует затопить рынок, который постепенно отказывается от нефти, что снизит цены и нефтяные доходы королевства. Предупреждение компании о том, что без увеличения инвестиций поставки нефти сократятся примерно до 80 млн баррелей в сутки в 2030 году, в целом соответствует тем уровням спроса, которые BP ожидает к тому моменту, что поможет удерживать глобальное потепление значительно ниже 2°C.
Вместо того чтобы отказаться от деятельности, направленной на максимизацию прибыли, из-за призывов экоактивистов и риторики ESG, инвесторы в нефтегазовую отрасль предпочитают держать деньги при себе, потому что в будущем они ожидают не роста, а спада и обвала. Если Saudi Aramco считает иначе, то сейчас подходящее время вложить деньги в проекты, о которых она говорит.
Подготовлено по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
В Китае растет спрос на нефть, но покупать у саудитов слишком дорого
Нефть растет, так как Саудовская Аравия делает ставку на восстановление спроса в Азии