Главное здание Банка Японии в Токио. Источник: Bloomberg
Десять лет назад Банк Японии запустил беспрецедентный эксперимент по монетарному стимулированию. Чтобы поддержать «абэномику», названную в честь тогдашнего премьер-министра Синдзо Абэ, пытавшегося оживить вялую экономику, центральный банк сильно увеличил закупки государственных ценных бумаг и в итоге ограничил доходность госдолга. Поскольку базовая процентная ставка уже была отрицательной, это привело к тому, что гигантские печатные машины постоянно работали на полную мощность.
Сейчас, когда инфляция вышла из зоны комфорта Банка Японии, политикам приходится ломать голову над тем, как изменить курс монетарной политики, чтобы не напугать рынки.
Теперь с этой задачей столкнулся Кадзуо Уэда, который 14 февраля был назначен управляющим ЦБ. 71-летний Уэда, профессор университета и бывший член правления Банка Японии, заявил, что будет придерживаться курса, намеченного Харухико Куродой, который занимал этот пост в течение десяти лет. Тем не менее, ожидается, что после вступления в должность в апреле Уэда примет меры для отмены контроля кривой доходности, который позволял ограничивать доходность долгосрочного государственного долга, чтобы стимулировать банки давать кредиты.
Благодаря контролю кривой доходности и количественному смягчению Банк Японии превратился в крупнейшего владельца акций и государственных облигаций в Японии: баланс достиг 735 трлн иен ($547 млрд), что эквивалентно 130% ВВП. Тем не менее критики утверждают, что вместо того, чтобы оживить экономику, эта политика подтолкнула японских инвесторов в сторону заграницы, где они смогли получить хорошую прибыль от вложений.
Одни только японские инвестиционные менеджеры вложили более $3 трлн в зарубежные акции и облигации, причем более половины из них оказались в США. Этой группе, в которую входят крупнейшие страховые компании и пенсионные фонды страны, принадлежат американские казначейские ценные бумаги на сумму свыше $1 трлн, а также облигации Австралии, Франции, Нидерландов и Великобритании.
Если Банк Японии повысит ставки слишком быстро, значительная часть этих денег может хлынуть обратно в Японию.
«Япония проводила сверхмягкую монетарную политику дольше, чем любая другая экономика, — отметил Роб Суббараман, глава отдела по исследованию глобальных рынков в Nomura Holdings Inc. — Поэтому отказ от этой политики может привести к серьезным структурным изменениям в экономике, таким как репатриация значительной доли крупных японских инвестиций в зарубежные бумаги с фиксированным доходом».
У ЦБ нет иного выбора
Если Уэда неожиданно сохранит политику легких денег, это может возыметь обратный эффект, когда инвесторы начнут продавать японские активы. Это нанесло бы удар по репутации иены как валюты-убежища и привело бы к ее падению по отношению к доллару и другим валютам.
При Куроде Банк Японии поддерживал мягкую монетарную политику, даже когда инфляция достигла высокого уровня, а другие ЦБ повысили процентные ставки. В Токио считали, что рост цен носит временный характер — побочный эффект резкого роста цен на импортные товары, такие как продовольствие и нефть, — и в итоге будет умеренным.
Но инфляция оказалась устойчивее чем ожидалось, при этом в декабре рост потребительских цен составил 4% в годовом исчислении, что вдвое превышает целевой показатель Банка Японии в 2%. Номинальная зарплата в декабре росла самыми быстрыми темпами с 1997 года, и теперь внимание приковано к текущему раунду ежегодных переговоров о заработной плате между компаниями и профсоюзами: удастся ли японским рабочим добиться более значительного повышения зарплаты, чем обычно.
«Мне кажется, Япония готова отказаться от отрицательных ставок и контроля кривой доходности, — заявила Алисия Гарсия-Эрреро, главный экономист Natixis SA по Азиатско-Тихоокеанскому региону. — Причина простая: базовая инфляция выше цели, установленной Банком Японии, а зарплата быстро растет».
Признаки потенциальных потрясений на рынке в ответ на разворот Банка Японии были очевидны в декабре, когда центральный банк допустил рост доходности 10-летних облигаций примерно до 0.5% по сравнению с предыдущим лимитом в 0.25%, оставив при этом краткосрочные и долгосрочные базовые ставки без изменений.
Курода заявил, что этот шаг был призван повысить эффективность рынка, но многие посчитали, что таким образом подготавливается почва для возможного сворачивания программы контроля кривой доходности. Из-за подобного эффекта центральному банку пришлось совершать все больше увеличивать закупки, чтобы предотвратить рост доходности выше нового лимита: только в январе он потратил на это рекордные 23 трлн иен.
В таких условиях Уэда может столкнуться с тем, что у него не будет иного выбора, кроме как отключить печатные станки вскоре после вступления в должность весной.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
К концу года доллар может подешеветь к иене почти на 10%, предупреждает «мистер иена»
Иена выросла после сообщения Nikkei о выборе Кадзуо Уэды следующим главой Банка Японии