Глава Международного энергетического агентства предупредил, что Европа еще не выиграла свою энергетическую войну с Россией, несмотря на значительное падение цен на газ, и призвал правительства сосредоточиться на сохранении и увеличении поставок.
Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен (слева) и Фатих Бироль в среду в Брюсселе © Olivier Hoslet/EPA-EFE/Shutterstock
Фатих Бироль сказал, что, хотя ЕС в значительной степени избежал полномасштабного энергетического кризиса после того, как Россия была вынуждена сократить поставки газа, что когда-то вызывало опасения по поводу повсеместного дефицита и отключений электроэнергии, следующая зима может оказаться более сложной задачей, если на континенте будет более холодная погода.
«Россия разыграла энергетическую карту и не выиграла. . . но было бы слишком сильно говорить, что Европа уже выиграла энергетическую битву», — сказал Бироль в интервью Financial Times.
«Я думаю, что Европа проделала хорошую работу, [ее стратегия] имела большой успех. Но быть слишком самоуверенным в отношении следующей зимы рискованно, и пришло время продолжить и активизировать усилия к 2023 году».
Европейские цены на природный газ упали на 85% с момента пика, превышающего 300 евро за мегаватт-час в августе, поскольку благодаря усилиям по поиску альтернативных источников, сохранению существующих запасов и более теплой погоде к концу зимы в хранилищах осталось достаточно газа.
Это побудило некоторых представителей отрасли заявить, что Москва уже проиграла энергетическую войну.
Бироль сказал, что, хотя Европа «сдвинула горы», чтобы заменить российскую энергию, и сократила доходы Москвы ответными нефтяными санкциями, она не может позволить себе упускать из виду сохранение или развитие возобновляемых источников энергии.
«Некоторые достижения в области чистой энергетики и сокращения доходов России — это хорошо, но это не окончательное решение. Нам помогла теплая погода. Мы выиграли время, что очень важно, но многое еще предстоит сделать».
Бироль предупредил, что Россия может сократить оставшиеся 20% довоенных поставок газа, которые она все еще поставляет в Европу по трубопроводам через Украину и Турцию, в то время как конкуренция за морские поставки сжиженного природного газа, вероятно, возрастет, поскольку экономика Китая продолжает открываться.
Это затруднит заполнение европейских хранилищ в летние месяцы и проверит способность континента избежать дефицита, если следующая зима окажется особенно холодной.
В ноябре Бироль предупредил, что холодная зима может привести к тому, что к октябрю 2023 года Европа будет испытывать трудности с заполнением своих хранилищ газа даже до 65 процентов вместимости для того времени года.
По словам главы МЭА, несмотря на то, что некоторые европейские страны увеличили использование сильно загрязняющего окружающую среду угля для производства электроэнергии — для экономии газа для отопления и промышленности — выбросы в ЕС сократились на 2,5% в 2022 году из-за меньшего использования газа и теплого начала зимы.
Бироль настаивает на долгосрочных преобразованиях, которые не только добавляют возобновляемые источники энергии, но и гарантируют, что большая часть ветряных турбин или аккумуляторов будет производиться в Европе. На прошлой неделе он дважды встречался с президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен, утверждая, что ЕС должен убедиться, что он никогда больше не станет слишком зависеть от какой-либо одной страны в своих энергопоставках или цепочках поставок.
«Мы вступаем в новую индустриальную эру производства экологически чистых энергетических технологий», — сказал он. «Две державы [в производстве чистой энергии] — это Китай и США — полагаться на одну страну — всегда плохая идея. Так что, если мы хотим диверсификации, Европа — хороший кандидат».
Европейские цены на газ по-прежнему были в два-три раза выше, чем до прекращения поставок из России, в результате чего европейская промышленность оказалась в невыгодном положении.
«Европейская экономика все еще на ногах — она не пережила серьезной экономической рецессии, даже если некоторые определенно сильно пострадали», — сказал Бироль.
«Но цены все равно в семь раз выше, чем в США; цены на электроэнергию в три раза выше, чем в Китае», — добавил он. «Надежное решение энергетической безопасности должно быть основано на чистой энергии».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Как Европа с поразительной скоростью отказалась от российских ископаемых видов топлива