В 2012 году Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC) провела расследование из-за манипуляций с LIBOR, Euribor и другими процентными ставками, которые являются ориентирами для всего мира. К 2015 году CFTC оштрафовала шестерых финансовых посредников на общую сумму $2.7 млрд за «аналогичные противоправные действия, связанные с валютными индикаторами», а информатор получил $200 млн за помощь в раскрытии этих дел. Теперь CFTC следует обратить внимание на отчетность и потенциальное манипулирование мировыми ценами на нефть.
В частности, это касается стоимости российской нефти и продуктов ее переработки. G7, ЕС и их союзники установили ценовой потолок для нефти, перевозимой танкерами, в $60 за баррель, и аналогичным образом ограничили стоимость дизеля, мазута и других нефтепродуктов. Первоначальные данные свидетельствовали о том, что российская нефть торговалась на этих уровнях или даже ниже.
Но теперь некоторые специалисты — в том числе аналитики Goldman Sachs — утверждают, что это неточные цены. По сути, некоторые люди, торгующие российской нефтью, могут не раскрывать поставщикам данных, чиновникам и рынку в целом реальную стоимость сделок.
CFTC обладает широкими полномочиями, чтобы гарантировать «целостность, устойчивость и динамизм» на американских рынках деривативов. С этой целью, Комиссия, как правило, сосредоточена на том, чтобы обеспечить «надлежащее регулирование» этих рынков. CFTC также обязана предотвращать манипуляции на спотовых рынках, которые могли бы существенно повлиять на фьючерсы и другие производные инструменты.
Первоначально решение CFTC по LIBOR (Лондонская межбанковская ставка предложения) вызвало недоумение по поводу вмешательства регулятора. Однако со временем стало ясно, что сотрудники крупных банков скрывали друг от друга, чиновников и поставщиков данных точную стоимость межбанковских заимствований. Большая часть этих кредитов выдавалась за пределами США, на так называемых рынках евродолларов (и других валют). Но, поскольку LIBOR была ключевым ориентиром для финансовых контрактов, деноминированных в долларах, которые, по оценкам, составляли $300 трлн, действия CFTC были оправданы, и агентство получило заслуженную похвалу.
Цены на нефть имеют большое значение для всех экономик. Существует спотовый рынок нефти, на котором можно купить то, что уже загружено на судно. В основном нефть продается в рамках срочных контрактов, в том числе с поставкой на один или несколько месяцев вперед, однако цена на спотовом рынке (краткосрочные поставки), как заявляют ценовые агентства, является ключевым ориентиром. Часть нефти торгуется в США, в то время как значительная часть сделок заключается в Лондоне, как LIBOR.
Непрозрачный рынок
Сейчас возникли опасения по поводу торговли нефтью российского происхождения. На долю России приходится около 10% мировой добычи нефти в сутки: она экспортирует около восьми миллионов баррелей в день (сырая нефть плюс переработанная). В случае манипулирования ценами или информацией о стоимости российской нефти (марка Urals, поставляемая из портов Балтийского или Черного моря), это может повлиять на цену Brent (базовый эталон в Европе) или даже West Texas Intermediate (ориентир для США).
Как CFTC может получить информацию о таком непрозрачном рынке, как глобальная торговля нефтью? Кто что покупает, у кого и по какой цене, — это определенно непрозрачная информация. Опасаясь ущерба для репутации из-за торговли российской нефтью, с рынка ушли многие авторитетные компании, при этом некоторые участники могут быть подставными компаниями, за которыми стоят другие игроки, возможно, работающие на Кремль.
И здесь важную роль играют стимулы для информаторов. По данным СМИ, единственный способ, благодаря которому CFTC удалось вскрыть подпольный рынок LIBOR, -получение сведений от информатора в Deutsche Bank, который предоставил инсайдерскую информацию, а также документы. Этот человек, чьи данные остаются под защитой, хорошо на этом заработал.
Вот как это может действовать. Любой человек, который раскроет информацию о масштабных манипуляциях рынком, должен получить вознаграждение. При этом CFTC взыскала гораздо больше штрафов из-за скандала с LIBOR, чем выплатила компенсацию информатору.
Все участники торговли российской нефтью должны понимать это. Возможно, CFTC уже проводит расследование. Возможно, уже есть информатор или даже не один.
Если российская нефть торгуется на уровне ценового потолка в $60 за баррель или ниже, нет причин для обмана. Если какие-то сделки проводятся по цене выше $60 за баррель, то скорее всего, за этим последуют санкции или другие штрафы, что вынуждает врать о ценах. Однако недостоверная информация о ценах — это одна из форм манипулирования рынком.
В более широком плане, CFTC и другим международным регуляторам пора взять нефтяной рынок под контроль. Система LIBOR была упразднена, и теперь вместо нее используется другой механизм (ставка финансирования овернайт под обеспечение государственными ценными бумагами США, SOFR), который, остается надеяться, не так подвержен злоупотреблениям. Необходима последовательная и беспристрастная оценка механизмов снижения мировых цен на нефть до оптового и розничного уровня.
Если торговля происходит на свободных и честных рынках с соответствующей прозрачностью, коммерческим участникам нечего бояться. Однако, если кто-то манипулирует значительной частью мирового рынка нефти, включая передачу недостоверных сведений поставщикам данных, это становится серьезной проблемой, которую должны решать CFTC и другие уполномоченные органы.
Подготовлено Profinance.ru по материалам Project Syndicate
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Поставки нефти из России в Индию достигли в феврале нового рекорда в 1,6 млн б/д — Vortexa
Российская нефть направляется в Западную Африку впервые с 2018 года