Во всем мире появляется все больше признаков того, что плавный поток российской нефти начинает давать сбои.
Даже после того, как главное в мире агентство по прогнозированию нефти заявило, что добыча может упасть на 30%, экспорт из страны-производителя ОПЕК+ до сих пор оставался устойчивым, поскольку санкции, наряду с ограничением цен на российскую нефть, были направлены на то, чтобы сохранить поток. Однако грузы теперь начинают дольше искать конечную точку.
Помимо последствий для Москвы — поступления от налогов на нефтяную промышленность в феврале составили более двух третей поступлений от налога на энергоносители — это событие может встревожить официальных лиц США, которые давно утверждают, что российская нефть должна течь свободно, чтобы избежать резкого скачка цен на топливо.
Корабли, заполненные очищенным топливом, плавают у берегов Европы, Африки и Латинской Америки, что потенциально увеличивает плату за ожидание. Некоторые суда, перевозящие сырую нефть производителя ОПЕК+, курсируют между портами без разгрузки, в то время как другие разгружаются и прячутся в необычных местах.
Все это указывает на затруднения с логистикой, которая изо всех сил старается не отставать от обслуживания страны, которая экспортирует более 7 миллионов баррелей сырой нефти и нефтепродуктов в день. Огромная часть этой торговли переместилась из Европы к новым и менее знакомым клиентам, часто находящимся на тысячи миль дальше.
Российский дизель застрял в море. Количество, хранящееся на кораблях, резко возросло после запрета на импорт в ЕС. Источник: данные Kpler, составленные Bloomberg. Данные еженедельные, до 5 марта, и включают грузы газойля/дизельного топлива, плавающие в течение семи и более дней.
«Уже наблюдается несоответствие между тем, что покидает российские порты, и тем, что импортируется покупателями российской нефти», — сказал Джованни Стауново, товарный аналитик UBS Group AG. «Это приводит к увеличению объемов нефти на воде, и, учитывая ограниченное количество танкеров, доступных для перевозки нефти, если эти танкеры не будут разгружены, в какой-то момент это приведет к снижению экспорта и добычи».
Несмотря на то, что в этом месяце было объявлено о сокращении добычи на 500 000 баррелей в день, экспорт сырой нефти из России по морю в этом месяце оставался на прежнем уровне — факт, который оказал давление на цены в последние недели.
Вопрос в том, может ли это измениться, если поставки затянутся.
Около 1,2 миллиарда баррелей сырой нефти было в воде на прошлой неделе, что является самым высоким показателем для этого времени года по данным за 2016 год, показали данные Vortexa Ltd.
Два танкера, которые доставили флагманскую российскую нефть марки Urals в устье Персидского залива, стоят на месте с тех пор, как прибыли туда несколько месяцев назад.
По крайней мере, четыре танкера с национальной нефтью ВСТО ждали в течение нескольких недель, некоторые из них посещали один китайский порт за другим, в то время как около 4,4 миллиона баррелей дизельного топлива из России находились в море в начале марта, что является самым большим накоплением по крайней мере за семь лет.
«Покупатели в Азии, а именно в Индии и, в меньшей степени, в Китае, расхватали партии сырой нефти со скидкой, но растущие объемы на воде предполагают, что доля российской нефти в их структуре импорта может стать слишком большой и некомфортной», — об этом говорится в ежемесячном отчете Международного энергетического агентства на этой неделе.
Поскольку Азия по-прежнему поглощает большое количество российских поставок, стране, тем не менее, приходится искать все более необычные места для хранения своей нефти.
Танкер «Тезей» ожидает у берегов Ганы с 24 февраля.
Судно с российской нефтью простаивало у берегов Ганы в течение почти трех недель, а еще одна партия была отправлена в резервуары для хранения на юго-востоке Турции в конце прошлого месяца.
Также растет запас очищенной нефти с временно хранящимися миллионами баррелей грузов дизельного типа.
Одно из таких судов, СКФ «Енисей», перевозившее российское дизельное топливо, после более чем 10-дневного простоя у берегов Ганы выгрузило груз.
Согласно данным Vortexa Ltd. и данным отслеживания танкеров, собранным Bloomberg, другой, Adamas I, загрузивший российское топливо в конце января, плавает у берегов Судана более 20 дней.
«Несмотря на то, что грузы сырой нефти находят новые пристанища в Китае и Индии, товары сталкиваются с растущими трудностями при размещении», — сказал Тамас Варга, аналитик брокерской компании PVM.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram