Из-за роста процентных ставок трейдеры вынуждены пересматривать некоторые сделки и повышать цены, что еще раз подчеркивает, как быстрое повышение ставок центральным банком меняет глобальный бизнес. Компании, которые покупают, продают и перевозят мировые природные ресурсы, особенно уязвимы к росту ставок, поскольку они берут банковские кредиты для финансирования сделок — от доставки пшеницы или нефти до хранения запасов алюминия.
По мере повышения ставок дополнительные расходы, связанные с многонедельными перевозками или более длительным хранением на складе или на танкере, сильно снижают привлекательность некоторых сделок. Расходы на финансирование могут повлиять на то, будут ли заключаться сделки или нет, при этом некоторые компании стремятся переложить расходы на клиентов или полностью отказаться от некоторых сделок.
«Это полностью меняет цепочку поставок, к нам приходят клиенты и говорят, что им приходится пересматривать бизнес-модели из-за процентных ставок, — рассказал в интервью Пьер Галтье, глава отдела финансирования торговли сырьевыми товарами в Banque de Commerce et de Placements. — Раньше игроки могли купить крупную партию груза и поместить ее на хранение на месяц или более по приемлемой цене. Теперь все несколько иначе, стоимость удерживания товара намного выше, и этот вариант не рассматривается».
Давление на трейдеров, торгующих сырьевыми товарами, — пример того, как конец эры дешевых денег меняет деловой мир. Но в отличие от таких отраслей, как технологии и криптовалюта, деловой цикл для подобных трейдеров сдвинулся в противоположном направлении, смягчая удар, так что они получают рекордную прибыль даже при росте процентных ставок.
По данным консалтинговой компании Oliver Wyman, в 2022 году отрасль заработала около $115 млрд даже с учетом расходов на фрахт и финансирование, что почти на две трети больше, чем год назад.
Процентные ставки —лишь один из компонентов затрат, которые связаны с куплей-продажей сырьевых товаров: даже перевозка товаров из одного порта в другой означает необходимость фрахтования судов и получения страховки на время поездки. Кроме того, существуют расходы на хеджирование деривативов для фиксации стоимости груза и обеспечение в виде маржи для покрытия этих позиций.
Риски для отрасли
Однако отрасль подвержена рискам, связанным с ростом ставок, поскольку торговые дома используют банковские кредиты для получения огромных сумм на покупку, транспортировку и хранение больших объемов товаров.
Суммы, на которые начисляются проценты, быстро накапливаются: например, по текущим ценам стандартная партия мазута в танкере LR1 может стоить около $46 млн, а нефтетрейдер среднего размера, скорее всего, будет одновременно перевозить несколько партий мазута. В конце последнего финансового года общий объем кредитных линий торгового гиганта Trafigura Group примерно в 140 банках по всему миру составил $73 млрд.
В частности, процентные ставки являются основным фактором при покупке и хранении сырьевых товаров. К примеру, хранение металла на складах в ожидании подходящего момента для продажи стало характерной чертой рынка алюминия с тех пор, как процентные ставки опустились почти до нуля после финансового кризиса 2008 года.
По мере повышения ставок фьючерсы стали торговаться с более высокой премией — или «контанго» — по отношению к спотовым ставкам, отражая более высокую стоимость удержания товара. Но, как отметил Дункан Хоббс, руководитель отдела исследований в компании Concord Resources Ltd, даже самое масштабное контанго с 2008 года едва компенсирует рост стоимости финансирования.
«Чтобы компенсировать это, спрэд должен еще вырасти, в противном случае некоторые люди покинут данное пространство», — добавил он.
В других случаях увеличивающиеся финансовые затраты для трейдеров трансформируются в более высокие цены для конечного потребителя. По словам Майкла Винстона, директора по рынку нефти и мазута в торговом доме Novum Energy Trading Corp., стоимость контрактов на небольшие партии нефти для покупателей в Карибском бассейне «сильно выросла в этом году».
«Это зависит от конкретной логистики, но я думаю, что из-за затрат на финансирование в дополнение к росту тарифов на перевозку некоторые наши контракты на продажу дизеля и мазута подорожали на шесть-десять долларов за баррель», — отметил он.
По словам Пьера Галтье из BCP, способность сохранять стабильную прибыль за счет повышения цен и поддержания маржи иногда может зависеть от масштаба, и игроки среднего размера сталкиваются с более сильным давлением.
Тем не менее, даже самым крупным игрокам нужно учитывать дополнительные расходы.
«В данный момент ликвидность ограничена, а капитал стоит дорого. Это означает, что, если вы собираетесь работать на рынке, вам нужна более высокая маржа для покрытия операционной базы, — заявил Кристофер Бэйк, член исполнительного комитета крупнейшего в мире независимого нефтетрейдера Vitol Group. — Это действительно все труднее делать».
Подготовлено по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Почему сырьевые товары становятся убежищем в периоды стагфляции
Доходы от мировой торговли сырьевыми товарами достигли рекордных $115 млрд