Потрясения на рынке, спровоцировавшие резкий рост облигаций и обвал банковских акций, оказывают менее значительное влияние на фондовые индексы, отражая надежды инвесторов на то, что стресс в банковском секторе удастся сдержать. После банкротства Silicon Valley Bank более недели назад специалисты задаются вопросом, станет ли банкротство банка чем-то вроде «импульса Lehman» — внезапного шока для финансовой системы, который может нанести серьезный экономический ущерб.
На прошлой неделе цены на нефть в США упали на 13%, акции региональных банков обвалились, а краткосрочные казначейские облигации продемонстрировали максимальный рост за последние десятилетия, поскольку инвесторы сделали ставку на то, что Федеральная резервная система откажется от борьбы с инфляцией и начнет снижать процентные ставки.
Несмотря на некоторую турбулентность фондовых индексов, они в целом оставались устойчивыми. Индекс S&P 500 вырос на 1.4% на прошлой неделе и поднялся еще на 0.9% в понедельник после того, как швейцарские власти организовали сделку по приобретению UBS Group AG давнего конкурента Credit Suisse Group AG. Индекс потерял 1% с 8 марта, за день до того, как Silicon Valley Bank оказался на грани массового изъятия вкладов. Промышленный индекс Dow Jones Industrial Average снизился на 1.7%, а высокотехнологичный индекс Nasdaq Composite прибавил 0.9%.
На этой неделе инвесторы продолжат следить за состоянием банков. Они также оценят последнее решение ФРС по процентной ставке, которое будет принято на заседании в среду, чтобы получить представление о том, насколько чиновники обеспокоены ситуацией в банковской сфере и изменят ли они политику.
Нестабильные условия
Относительная стабильность акций отличается от динамики в другие периоды повышенного финансового стресса, например, сразу после терактов 11 сентября 2001 года и краха Lehman Brothers в 2008 году. Падение доходности краткосрочных казначейских облигаций сопоставимо с нынешними показателями, однако акции были намного волатильнее, а индекс S&P 500 за день потерял более 4.5%.
По словам Мэтта Перона, директора по исследованиям в Janus Henderson Investors, сейчас фондовый рынок «определенно не учитывает возможность Армагеддона». Первоначальная реакция рынка предполагает, что «это не системная, а локальная проблема».
Тем не менее, нельзя сказать, что у инвесторов нет никаких сомнений, при этом рыночные условия по-прежнему очень нестабильны.
Одним из признаков беспокойства является то, что показатели совокупного индекса S&P 500 скрывают сильные расхождения между различными секторами. В рамках S&P 500 чувствительный к экономике сырьевой сектор потерял на прошлой неделе 3.5%, тогда как акции финансовых компаний просели примерно на 6%, а энергетически сектор упал на 7%. Инвесторы переключились на секторы, которые кажутся более защищенными от экономического спада, такие как информационные технологии, которые выросли на 5.7%, а также коммунальные компании, которые прибавили 3.9%.
Риски для акций
По мнению инвесторов и аналитиков, акции столкнулись с несколькими основными рисками. Один из них связан с тем, что нынешний стресс в банковской сфере нанесет экономике более серьезный ущерб, чем ожидают инвесторы, поскольку быстрый отток наличности из региональных банков приводит к резкому сокращению кредитования.
Другой риск заключается в том, что ФРС не оправдывает ожиданий инвесторов, так как не спешит отказываться от ужесточения и смягчать монетарную политику.
Признаки того, что ФРС продолжит повышать ставки после заседания на этой неделе, могут привести к росту доходности казначейских облигаций, что нанесет ущерб акциям быстрорастущих технологических компаний, которые поддерживали рынок в ходе последних торговых сессий. Это также может ударить по экономически чувствительным акциям, поскольку инвесторы опасаются, что более высокие ставки подтолкнут экономику к рецессии.
По мнению экономистов с Уолл-стрит, сейчас угроза экономике не очевидна. В отчете, опубликованном на прошлой неделе, экономисты Goldman Sachs подсчитали, что ожидаемое сокращение банковского кредитования может снизить экономический рост в этом году на 0.3%, что эквивалентно одному или двум повышениям процентной ставки ФРС на 0.25%.
Вскоре после того как ФРС и другие регуляторы объявили о мерах по поддержке банковской системы в начале прошлой недели, экономисты Goldman заявили, что центральный банк, скорее всего, не станет повышать ставки на мартовском заседании, чтобы сфокусироваться на финансовой стабильности, но затем поднимет ставки на 0.25% на следующих трех заседаниях.
Другие экономисты утверждают, что пауза в повышении ставок маловероятна или же не является необходимой.
Разница между нынешней ситуацией и крахом Lehman в том, что сейчас банковским регуляторам нужно гораздо меньше беспокоиться из-за активов, которыми владеют банки, отметил Эндрю Холленхорст, главный экономист Citigroup по США. Вместо этого основная угроза связана с эпидемией страха: вкладчики начинают забирать незастрахованные депозиты из региональных банков после банковского краха, вызвавшего большой резонанс.
Удастся ли ФРС решить проблему
По словам Холленхорста, ФРС может решить подобную проблему финансирования нынешними методами, предоставляя банкам кредиты через новые и существующие механизмы.
Вероятно, банки, которые столкнулись с оттоком депозитов или обеспокоены их потерей будут по-прежнему выдавать меньше кредитов, чем раньше. Но, скорее всего, замедление экономического роста будет управляемым, и, поскольку потребительские цены по-прежнему растут намного быстрее целевого показателя ФРС, центральный банк не может отказаться от борьбы с инфляцией.
«Рынки привыкли к экономике с низкой инфляцией, — отметил Холленхорст. — При такой экономике у ФРС больше возможностей для решения проблем на финансовых рынках, для решения проблем роста с помощью снижения ставок».
Однако он добавил, что «ФРС гораздо более ограничена в этом плане».
Независимо от решения, которое ФРС примет на этой неделе, некоторые инвесторы считают, что важнее то, что она уже сделала: подняла краткосрочные ставки с почти нулевого уровня выше 4.5% менее чем за год.
Боб Долл, директор по инвестициям Crossmark Global Investments, недавно сократил долю акций быстрорастущих компаний и с осторожностью добавил акции, чувствительные к экономике, полагая, что первоначальная реакция рынка на банковские проблемы могла оказаться чрезмерной.
Тем не менее, он отметил, что фондовые индексы, вероятно, продолжат падать в этом году, учитывая отложенный эффект повышения процентных ставок.
«Оценка прибыли должна еще снизиться, — заявил Долл, — особенно если экономика замедлится, а риск рецессии усилится».
Подготовлено по материалам издания The Wall Street Journal
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Стратег Morgan Stanley: банковский кризис положит конец медвежьему рынку
Акции UBS упали на 14%, Credit Suisse упали на 63% после сделки по поглощению
Шесть ЦБ зальют мировую финансовую систему долларами
Трейдер, заработавший миллиарды в 2008 году, пока не ставит на разрастание кризиса