Фото с сайта drive2.ru
Китайские бренды, такие как Haval, Chery и Geely, теперь составляют почти 40% продаж новых автомобилей в России в январе—феврале, показали данные аналитического агентства Автостат и консалтинговой компании PPK, по сравнению с менее чем 10% в тот же период годом ранее.
Но есть проблемы с ростом доли рынка. Агентство Reuters поговорило с несколькими российскими покупателями автомобилей — частными лицами и дилерскими центрами, — которые считают, что качество некоторых китайских автомобилей ниже, чем у западных конкурентов, а отраслевые эксперты заявили, что китайским производителям необходимо укреплять свою репутацию, даже когда их доля на рынке стремительно растет.
28-летний Степан, который, пользуясь услугами каршеринга, все чаще ездит на китайских автомобилях, относится к числу тех, кого нужно убедить. Среди его претензий была плавность хода.
«Мне удалось купить Skoda в 2022 году. Если вам интересно мое частное мнение, разница (с китайскими автомобилями) огромна», — сказал он Reuters в московском дилерском центре Favorit Motors.
Покупая свой новый китайский автомобиль, 74-летний Александр искал машину, в которой использовались бы шведские технологии.
«Я считаю, что со временем надежность улучшится», — сказал он. «Например, я знаю, что (Geely) Tugella имеет двигатель Volvo. Это определило для меня покупку этой машины».
Бывший президент России Дмитрий Медведев заявил в пятницу после визита в Китай в декабре, что сотрудничество с китайскими производителями было хорошим, а мнение потребителей устарело.
«Раньше мы смеялись над некоторыми из их проектов, но я поехал, прокатился на местной машине и посмотрел на другие», — сказал он. «Скажу прямо: машина, на которой я ездил, была уж точно не хуже «Мерседеса».
Большинство западных автопроизводителей, которые боролись с отечественными автопроизводителями за долю рынка с тех пор, как в начале 2000-х начали строить заводы в России, прошлой весной прекратили свою деятельность.
«Мы всю жизнь прожили, ориентируясь на европейские, японские, американские бренды и особо не брали в расчет рынок Китая, который… развивался с невероятной скоростью», — сказал Владимир Шестак, генеральный директор «Альтаир-Авто» в г. Владивосток, дилерский центр которого специализируется на марках Mercedes-Benz и Geely.
Хотя большинство иностранных фирм ушли из России или находятся в процессе ухода, сохраняющиеся запасы и параллельный импорт означают, что автомобили некоторых компаний пока остаются в продаже.
Марка «Лада» отечественного производителя «АвтоВАЗ» — самая популярная в России. Renault, благодаря своему бывшему контрольному пакету акций АвтоВАЗа, занимала самую высокую долю рынка среди иностранных производителей до начала российско-украинского конфликта.
В то время как китайские автомобили все больше заполняют нишу, отсутствие репутации остается проблемой, считает эксперт автомобильной промышленности Сергей Асланян.
«Да, здесь у них почти нет конкурентов», — сказал он. «Но это не значит, что люди быстро изменят свое мнение».
Рыночная доля китайских брендов в январе—феврале достигла 37,15% по сравнению с 9,48% годом ранее, свидетельствуют данные Автостата и ППК. Продажи уходящих европейских, японских и корейских брендов снизились до 22,6% с 70%.
Однако резкое снижение происходит на фоне не менее резкого падения продаж новых автомобилей, которые упали на 58,8% в 2022 году, поскольку более низкий уровень жизни и стремление к автомобилям западного производства заставили людей сократить свои расходы и покупать больше подержанных автомобилей.
В знак растущего сотрудничества китайский Haval теперь производит автомобили на местном уровне, в то время как возрожденный Москвич использует детали двигателя, дизайн и разработку китайской JAC.
Но еще одним нареканием для потребителей является цена. Даже Медведев сказал, что цена «Москвича» выглядит несколько завышенной. Модель 3 стоит около 2 миллионов рублей (26 195 долларов). Цены на Lada Granta, самый продаваемый автомобиль в России, начинаются от 680 000 рублей.
«(Китайцы) привозят много машин, но если говорить о цене, а не о качестве, дешевых машин вообще нет», — сказал главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.