Продавцы российской нафты, которая в основном используется для производства пластмассы и продуктов нефтехимии, столкнулись с новыми препятствиями при выводе продукта на рынок после введения санкций в начале февраля. Топливо обозначаю, как бензин или выпускают его из портов без указания пункта назначения. Об этом сообщают аналитики FGE и Kpler.
«Сейчас нет определенного целевого рынка сбыта российской нафты, поскольку основные покупатели, Южная Корея и Европа, не могут получать ее напрямую, — заявил Армаан Ашраф, руководитель глобального подразделения по СПГ отраслевого консультанта FGE в Сингапуре. — Заниматься поставками российской нафты сложнее, чем продавать нефть».
Крупнейшие покупатели до конфликта
Источник: Bloomberg
Проблему для России усугубляет отсутствие покупателей, которые могли бы приобрести большие объемы нафты. Китай и Индия увеличили закупки, но у них достаточно внутренних поставок. Южная Корея — ключевой потребитель до конфликта — избегает прямого импорта из-за санкций. Зато Бразилия охотно берет российский нефтепродукт.
Как сообщает Kpler, в марте Россия отгрузила около 1.34 млн тонн нафты, что аналогично объему за такой же период прошлого года, но остаются сомнения по поводу того, сможет ли страна поддерживать такие потоки в ближайшие месяцы.
Спорное топливо
По данным FGE, российский бензин закачивается в резервуары для хранения в ОАЭ и Западной Африке, что раньше было редкостью.
«Это, наверно, нафта или, возможно, даже некондиционный бензин с добавлением большого количества нафты», — считает Ашраф.
Данная мера имеет финансовый стимул. В рамках санкций стоимость российской нафты ограничена на уровне $45 за баррель, однако сейчас рыночные цены выше, при этом для бензина установлен более высокий предел в $100 за баррель.
Неизвестный пункт назначения
По словам Сиарана Тайлера, старшего аналитика по СПГ в аналитической компании Kpler в Лондоне, все больше российской нафты поставляется в неизвестных направлениях, что может говорить о попытке скрыть страну происхождения, а также свидетельствовать о проблемах с поиском покупателей.
До санкций лишь некоторые грузы поставлялись без указания пункта назначения, однако, судя по данным Kpler, в марте этот показатель достиг почти четверти экспорта. По словам Тайлера, российскую нафту ждут постоянные проблемы с поиском покупателей, и большая часть поставок будет осуществлена только к следующему кварталу. В результате российские нефтеперерабатывающие заводы снизят коэффициент загрузки мощностей, чтобы сократить экспорт.
По мнению FGE, возможно, также придется увеличить скидки на российскую нафту, чтобы оправдать риски для покупателей.
Региональные хабы
Ключевым способом для поставки многих российских продуктов стало переоформление документации или смешивание с нероссийским топливом в торговых хабах, таких как Сингапур и Фуджейра, ОАЭ. Эта практика расширилась после начала конфликта и продолжает использоваться после введения санкций.
Российское топливо едет в Азию и на Ближний Восток
Источник: Bloomberg
По данным Kpler, в марте объемы отгрузки нафты из России с поставкой в Сингапур выросли почти в четыре раза и составили около 164000 тонн по сравнению с прошлым годом. Объем поставок в ОАЭ достиг 156000 тонн, хотя раньше они были нулевыми. Однако, согласно источникам, некоторые покупатели в Северной Азии не хотят принимать грузы из этих хабов с переоформленными документами из-за санкций, хотя они, как правило, стоят дешевле на $10-$20 за тонну, чем топливо нероссийского происхождения.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Китайские НПЗ переключаются на иранскую нефть из-за усиления конкуренции за поставки из России