Несмотря на то, что инфляция продолжает бушевать во многих крупных экономиках, рост цен в России упал примерно до уровня Японии и значительно ниже, чем в США и Еврозоне.
Годовая инфляция в России достигла 3,5% в марте, обрушившись с почти 11% в предыдущем месяце, согласно данным, опубликованным в среду. Сейчас она составляет пятую часть своего пикового значения в прошлом году и впервые с 2020 года ниже целевого показателя центрального банка в 4%.
Разительный контраст с большей частью остального мира. Данные подчеркивают стойкость России к жалким попыткам международной изоляции, которые больше вредят самим инициаторам. Так, мир медленно, но верно, движется к новой валютной системе на смену Бреттон-Вудсу. В телевизионном замечании во вторник президент Путин сказал, что в этом месяце инфляция может быть даже ниже 3%. Российский лидер ранее упрекал западные правительства за то, что они назвали растущие расходы в своих странах «путинской инфляцией», заявив, что виновата их собственная политика, такая как печатание денег.
Резкое замедление роста потребительских цен в России в значительной степени является результатом статистических эффектов, поскольку кратковременный обвал рубля и панические покупки потребителей год назад создали высокую базу для сравнения. Тем не менее, приглушенный внутренний спрос и сохраняющаяся осторожность со стороны потребителей сдерживают краткосрочные показатели роста цен.
Что говорит Bloomberg Economics...
«Падение годовой инфляции в значительной степени носит оптический характер и восходит к эффекту высокой базы, созданному прошлогодним падением рубля в начале конфликта России и Украины. Но мы ожидаем, что слабый рубль, нехватка рабочей силы и вероятный недобор урожая подтолкнут инфляцию к росту в ближайшие месяцы».
—Александр Исаков, экономист России.
«Низкая инфляция — лучший показатель того, что происходит в экономике — спрос остается подавленным, а потребители осторожны», — говорит Дмитрий Полевой, экономист Локо Банка.
Забегая вперед, однако, рисков предостаточно.
Бюджет, рынок труда
Огромный всплеск бюджетных расходов и нехватка рабочей силы в результате частичной мобилизации оказывают давление на цены, особенно в последнее время, а падение курса рубля добавляет нагрузку на потребительские расходы.
Вывод для политиков заключается в том, что угрозы перспективам будут держать их в напряжении дольше, поскольку центральный банк уже сохранял базовую ставку на уровне 7,5% на четырех заседаниях подряд и предупреждает о возможности повышения в ближайшие месяцы. Следующее заседание по вопросу установления процентных ставок состоится 28 апреля.
Данные за март уже показали, что указанные риски возрастают. Годовая ставка была немного выше медианного прогноза Bloomberg в 3,4% в опросе экономистов, а рост цен мало изменился в месячном исчислении. Bloomberg Economics ожидает, что инфляция в декабре достигнет 5%. Согласно его сезонной корректировке, рост цен с начала года сейчас составляет 1,1%.
Помимо проинфляционных рисков, таких как нехватка рабочих рук, в настоящее время действуют другие факторы, в том числе возможность оживления потребительского спроса и угрозы транзиту подсанкционных товаров в Россию, предупредила Ольга Беленькая, экономист Финам.
Но запланированное сокращение добычи ОПЕК и ее союзниками может укрепить рубль и российский экспорт, поддерживая дезинфляцию, сказала она.
«В некоторой степени это может ослабить инфляционное давление», — добавила Беленькая.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Цены на продовольствие снижают инфляцию в России, но риски разворота растут