Всего три года назад, когда между нефтяными гигантами ОПЕК+ наметился раскол, США выступили в роли миротворца. Теперь это больше похоже на их цель.
Нефтяной союз между Россией и Саудовской Аравией может спровоцировать проблемы для американской экономики и даже для президентской кампании Джо Байдена на предстоящих выборах. Прошлым летом Байден приехал в Саудовскую Аравию и просил увеличить нефтедобычу. С тех пор ОПЕК+ уже второй раз решило ее сократить.
Заявление, сделанное 2 апреля, подняло цены на нефть примерно на $5 за баррель, и означает более высокие риски рецессии: потребители будут больше тратить на энергоносители и у них останется меньше денег на другие нужды. Инфляция также будет выше. Но куда большее значение имеет то, как решение ОПЕК+ повлияет на вероятное движение цен на нефть в ближайшие годы.
На фоне смены геополитических альянсов Саудовская Аравия уходит с орбиты Вашингтона. Саудиты координируют уровни добычи нефти с Россией. Когда они захотели ослабить напряженность в отношениях со своим региональным соперником Ираном, они обратились за посредничеством к Китаю, проигнорировав США. Иными словами, влияние Запада на нефтяной картель достигло минимума за последние десятилетия.
При этом у каждого члена ОПЕК+ свои приоритеты, начиная с амбициозных планов наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салмана по преобразованию экономики и заканчивая участием украинском в конфликте. Им на руку любой дополнительный доход за счет роста цен на нефть.
В ответ на вопрос об опасениях США по поводу того, что ОПЕК+ дважды сократила добычу после визита Байдена в Саудовскую Аравию, представитель Госдепа заявил, что администрация сосредоточена на ограничении внутренних цен на энергоносители и обеспечении энергетической безопасности США. США считают сокращение добычи нецелесообразным, учитывая волатильность рынка, но будут ждать, какие действия в итоге предпримет ОПЕК+.
В то же время больше нет угрозы конкуренции со стороны американских сланцевиков, которые раньше помогали сдерживать рост цен. И хотя мир предпринимает усилия по сокращению использования ископаемого топлива, а более высокие цены ускорят эти усилия, стремительный рост добычи в прошлом году показывает, что безуглеродная экономика остается скорее долгосрочной целью, чем краткосрочным драйвером.
Хотя, по мнению некоторых аналитиков, проблемы со спросом означают, что недавний рост цен может оказаться временным, большинство ожидает, что они превысят $80 за баррель в ближайшие годы: намного выше средней цены в $58 за баррель в период с 2015 по 2021 год.
Потрясения на рынке нефти
- В последние 18 месяцев на рынках нефти сохраняется волатильность. Можно выделить три основных этапа.
- Перед началом конфликта на Украине — и сразу после него — цены взлетели, достигнув в июне 2022 года $120 за баррель.
- Затем наметилась обратная тенденция. Опасения по поводу рецессии в Европе, быстрого повышения процентных ставок в США и ограничений в Китае из-за Covid снизили цены примерно до $75 в декабре.
- Спрос начал расти в начале 2023 года, в основном благодаря открытию Китая, который является крупнейшим импортером в мире. Потрясения в банковском секторе в прошлом месяце остановили ралли, однако оно возобновилось еще до неожиданного сокращения добычи ОПЕК+, после которого цены поднялись с $80 до $85 за баррель.
Динамика цен на нефть с конца 2021 года
Источник: Bloomberg
Для мировой экономики в целом сокращение поставок нефти и рост цен — плохая новость. Безусловно, от этого выигрывают крупные экспортеры. По импортерам же, как и по большинству европейских стран, рост цен на энергоносители нанес двойной удар, замедлив экономический рост даже на фоне высокой инфляции.
США занимают промежуточное положение. Будучи крупным производителем, страна выигрывает от скачка цен. Но эти выгоды — в отличие от проблем из-за роста цен на заправках — не распространяются на всех.
Согласно модели SHOK, разработанной Bloomberg Economics, при каждом росте цен на нефть на $5 инфляция в США будет расти на 0.2%, что не кажется существенным, но учитывая, что Федеральная резервная система прилагает все усилия, чтобы взять цены под контроль, это также не приветствуется.
Есть три основные причины, почему могут произойти новые подобные потрясения: геополитический сдвиг, сланцевая нефть и огромные расходы Саудовской Аравии.
Геополитические конфликты
На протяжении десятилетий в основе энергетического рынка лежала договоренность между американцами и саудитами: «нефть в обмен на безопасность». Теперь она нарушена. Сделка, символом которой стала встреча президента Франклина Д. Рузвельта и короля Абдул Азиза ибн Сауда в 1945 году на борту американского крейсера в Суэцком канале, открыла США доступ к саудовской нефти в обмен на гарантии безопасности для королевства.
- Но ситуация изменилась.
- В 2018 году обозреватель Washington Post и саудовский диссидент Джамаль Хашогги был убит в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле.
- В 2019 году Байден — тогда еще кандидат в президенты — пригрозил превратить Саудовскую Аравию в государство-изгоя и прекратить продажу оружия.
- В 2021 году, в начале президентского срока, Байден опубликовал отчет разведки, согласно которому наследный принц Мухаммед, фактический правитель королевства, несет ответственность за убийство Хашогги.
- В октябре 2022 года ОПЕК+ снизила добычу нефти на 2 млн баррелей в сутки, менее чем через три месяца после того, как Байден прилетел в Эр-Рияд с просьбой нарастить добычу. Белый дом назвал этот шаг «недальновидным».
- В прошлом месяце Саудовская Аравия и Иран договорились восстановить дипломатические отношения в рамках сделки, которая была заключена при посредничестве Китая и подписана в Пекине.
- Правительство Саудовской Аравии также согласилось вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества, возглавляемую Китаем и Россией, которая рассматривается как соперник западных институтов, в качестве «участника диалога».
«Саудиты хотят обеспечить активную защиту, — заявил Джон Альтерман, директор ближневосточной программы Центра стратегических и международных исследований, базирующегося в Вашингтоне. — Учитывая, что саудиты считают политику США крайне непредсказуемой, было бы безответственно не искать дополнительную страховку. И под крайне непредсказуемой подразумевается политика США, которая резко изменилась в период президентства Обамы, Трампа и Байдена».
После заявления 2 апреля саудовские чиновники отметили, что решение продиктовано национальными приоритетами, а не дипломатической повесткой.
«И сейчас, и в прошлом ОПЕК+ удалось добиться успеха в стабилизации нефтяных рынков, и вопреки заявлениям западных и промышленных государств это не связано с политикой», — отметил бывший советник министерства нефти Саудовской Аравии Мохаммад Аль-Саббан, сообщает газета Asharq Al-Awsat.
Сланцевая нефть
В прошлом ОПЕК+ часто колебалась: ей нужны были высокие цены, но она опасалась, что они усилят конкуренцию, особенно со стороны американской сланцевой нефти. Подобные противоречия привели к ценовой войне между Россией и Саудовской Аравией в 2020 году, которая закончилась, когда тогдашний президент США Дональд Трамп выступил посредником.
Но сейчас такой дилеммы практически нет. Рост зарплаты в США и инфляция увеличили стоимость добычи сланца, что привело к замедлению темпов роста добычи. При этом компании предпочитают выплачивать прибыль акционерам, а не инвестировать в расширение производства.
Бюджет участников ОПЕК+
В то же время у производителей нефти есть собственные цели.
Добыча саудовской нефти не требует больших расходов. И, чтобы финансировать импорт и компенсировать отток средств в виде денежных переводов, королевству достаточно цен на уровне $50-$55 за баррель. Но для сбалансирования бюджета требуется более высокая стоимость в $75-$80, и даже это не отражает полную картину.
Саудовская Аравия имеет дорогостоящий социальный контракт со своими гражданами, обещая процветание в обмен на политические уступки. Чтобы выполнить свою часть сделки, правительству необходимо инвестировать в другие отрасли, помимо нефтяной, в которых занято большинство саудовцев. И нефтедоллары позволяют сделать это.
Фонд национального благосостояния Саудовской Аравии намерен тратить на внутреннюю экономику $40 млрд в год, включая строительство футуристического города в пустыне Неом, стоимость которого оценивается в $500 млрд, в дополнение к внешним инвестициям. Эти цифры не отражены в бюджете. Для достижения всех этих целей королевству нужна нефть в районе $100.
Президенту Путину также необходимы доходы от продажи нефти, чтобы финансировать армию. Экономист Bloomberg Economics по России Алекс Исаков подсчитал, что Кремлю требуется цена в $100 за баррель, чтобы сбалансировать счета.
Сюрприз для США
При этом Белый дом, похоже, не беспокоит последний раунд сокращения добычи. Это отчасти может отражать ожидания относительно того, что фактическое снижение добычи может быть меньше заявленного показателя свыше 1 млн баррелей в сутки. Члены ОПЕК+ также могут не полностью выполнять условия сделки. В феврале Россия обязалась в одностороннем порядке сократить добычу. На самом деле потоки начали снижаться только на прошлой неделе.
Тем не менее, аналитики сходятся во мнении, что цены на нефть составят в среднем $85-$90 за баррель в этом и в следующем году. Что, если ОПЕК+ решит еще раз сократить добычу в следующем году, в преддверии президентских выборов в США, что подорвет шансы Байдена на победу?
Инфляционные сценарии
Источник: Bloomberg
Инструмент моделирования экономических сценариев SHOK от Bloomberg предполагает, что сокращение поставок нефти, которое подтолкнет цены примерно до $120 за баррель в 2024 году, сохранит инфляцию в США на уровне почти 4% к концу 2024 года по сравнению с базовым прогнозом в 2.7%. При этом высокие цены на заправках подрывают позиции действующих политиков на выборах.
Конечно, спад в американской экономике увеличил бы риски более масштабной рецессии, которая ограничит спрос на нефть и нивелирует эффект от сокращения поставок. Тем не менее, доля США в мировом ВВП снижается, а такие страны, как Китай и Индия, вносят основной вклад в спрос на нефть. Китай закупает значительные объемы российской и иранской нефти со скидкой, частично защищая поставки от роста цен.
Индия, еще одна крупная и быстро развивающаяся экономика, также получает дешевое топливо из России, которая стала ее крупнейшим поставщиком. Любопытно, что Дели, который в прошлом выражал разочарование по поводу сокращений ОПЕК+, хранит молчание относительно последнего раунда.
«Впервые в новейшей энергетической истории у Вашингтона, Лондона, Парижа и Берлина нет ни одного союзника внутри ОПЕК+», — отметил Хавьер Блас из Bloomberg Opinion.
Циклические изменения
Высокие цены на нефть, как правило, приводят к саморазрушению, поощряя инвестиции в добычу со стороны компаний, которые хотят получить большую прибыль.
За бумом 1970-х последовал избыток нефти в 1980-х годах после увеличения добычи в Сибири, на Аляске, в Мексиканском заливе и Северном море. Ситуация повторилась во время нефтяного бума 2000-х годов, который закончился появлением сланцевой нефти в США и падением цен в 2014 году.
На этот раз это еще актуальнее. Экологические задачи подталкивают страны к снижению зависимости от ископаемого топлива. Опасения по поводу национальной безопасности в Европе, которая сильно зависела от российской нефти и газа до начала конфликта на Украине, могут ускорить переход.
Нет никаких гарантий, что саудиты, Россия и остальные члены ОПЕК+ смогут сохранить единство. Это легче делать при высоких ценах, но при смене цикла участники менее склонными ограничивать предложение.
Тем не менее, по крайней мере сейчас, цены на важнейший в мире товар устанавливает страна, которую США больше не могут считать другом.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Так активно спекулянты не скупали нефть с 2016 года
Нефть стабилизируется, поскольку сокращение предложения уравновешивает опасения по поводу спроса
Саудовская Аравия повысила цены на нефть для ключевого региона после сюрприза от ОПЕК+