Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва призвал развивающиеся страны работать над заменой доллара США своими собственными валютами в международной торговле, поддерживая усилия Пекина по прекращению доминирования доллара в мировой торговле.
Начав свой первый государственный визит в Китай с момента вступления в должность в январе, Лула призвал страны так называемой группы стран БРИКС, в которую, помимо Бразилии и Китая, входят Россия, Индия и Южная Африка, выработать собственную альтернативную валюту для использования в торговле.
«Каждый вечер я спрашиваю себя, почему все страны должны основывать свою торговлю на долларе», — сказал Лула в страстной речи в Новом банке развития в Шанхае, известном как «Банк БРИКС».
«Почему мы не можем торговать на основе наших собственных валют?» — добавил он, вызвав бурные аплодисменты бразильских и китайских высокопоставленных лиц. «Кто решил, что доллар стал главной валютой после исчезновения золотого стандарта?»
Призыв Лулы избавиться от зависимости от доллара согласуется с растущими усилиями Пекина по поощрению использования юаня в расчетах по трансграничной торговле сырьевыми товарами, поскольку китайские политики стремятся усилить роль второй по величине экономики мира в мировой финансовой системе.
Теплый прием в Шанхае был также вызван тем, что левый лидер Бразилии стремился переориентировать внешнюю политику страны на более многостороннюю позицию с упором не только на хорошие отношения с США — в феврале он посетил президента Джо Байдена — но и с Китаем и развивающимся миром.
Крайне правый предшественник Лулы Жаир Болсонару отдавал приоритет двусторонним связям с США при бывшем президенте Дональде Трампе и другими странами, возглавляемыми популистскими лидерами, такими как Венгрия и Израиль.
Лидер Китая Си Цзиньпин будет стремиться убедить президента Бразилии, когда они встретятся в пятницу, продемонстрировать стремление к восстановлению баланса, поддержав ряд внешнеполитических инициатив Пекина.
Они варьируются от программы торговли и развития инфраструктурного проекта «Один пояс, один путь» до других схем, направленных на создание альтернативных систем международного управления по сравнению с теми, в которых доминируют США.
Двусторонняя торговля резко возросла за последнее десятилетие до 150,4 миллиарда долларов в прошлом году, когда Китай покупал сельскохозяйственные товары и полезные ископаемые Бразилии и инвестировал в крупный потребительский рынок и инфраструктурный сектор латиноамериканской страны. В четверг Лула также посетил Huawei, китайскую компанию по производству телекоммуникационного оборудования, на которую распространяются санкции США.
Растущие экономические отношения побудили обе страны способствовать более широкому использованию своих валют в двусторонней торговле. На этой неделе бразильский филиал государственного Промышленно-коммерческого банка Китая осуществил свою первую транзакцию непосредственно в юанях в стране, сообщили китайские государственные СМИ.
Лула, который также был в Шанхае на инаугурации своего протеже, бывшего президента Бразилии Дилмы Руссеф, в качестве главы Нового банка развития, воспользовался случаем, чтобы произнести страстную речь о необходимости для стран БРИКС торговать в своих собственных валютах. Помимо стран БРИКС, в состав банка входят Египет, Бангладеш, Уругвай и Объединенные Арабские Эмираты.
«Кто решил, что наши валюты слабы, что они не имеют ценности в других странах?» — задался он вопросам.
«Почему такой банк, как БРИКС, не может иметь валюту для финансирования торговых отношений между Бразилией и Китаем, между Бразилией и другими странами? Это сложно, потому что мы не привыкли к этому [к этой идее]. Все зависят только от одной валюты».
Данные глобальной платежной платформы Swift показывают, что доля китайской валюты в торговом финансировании увеличилась более чем вдвое до 4,5% с момента начала СВО России в Украине в прошлом году, в основном на фоне бума поставок между Россией и Китаем.
Мэгги Вей, экономист Goldman Sachs, сказала, что есть структурные причины ожидать роста доли Китая в финансировании мировой торговли.
«В свете сравнительно небольшой роли юаня в финансировании торговли по сравнению с рыночной долей Китая, составляющей около 15% в мировой торговле товарами. . . имеет смысл, чтобы доля валюты в торговом финансировании продолжала расти», — сказал Вэй.
Но любые попытки Бразилии отвергнуть американскую валюту в ближайшее время столкнутся с серьезной проблемой. Доллар жизненно важен для мировых товарных рынков и ориентиров, что побуждает ведущих бразильских производителей, таких как Vale, проводить большинство транзакций в долларах.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram