ЕС хранит рекордные объемы природного газа после более мягкой, чем ожидалось, зимы, что укрепляет надежды на то, что блок сможет отказаться от импорта из России.
По данным отраслевой организации Gas Infrastructure Europe, в начале месяца объем заполненности хранилищ блока составлял 55,7% от емкости — это самый высокий уровень на начало апреля, по крайней мере, с 2011 года.
Этот уровень примерно на 20 процентных пунктов выше среднего показателя за предыдущие пять лет и еще больше вырос до 56,5% за последние две недели.
«Газовые хранилища ЕС заполнены более чем наполовину, а это означает, что мы завершили этот отопительный сезон в комфортных условиях», — заявила FT комиссар ЕС по энергетике Кадри Симсон, подчеркнув, что теперь у блока больше возможностей для сокращения импорта российского сжиженного природного газа.
«За счет увеличения доли возобновляемых источников энергии и дальнейшей диверсификации источников полный отказ от российского СПГ станет возможным для некоторых государств-членов».
Единственным другим годом, который приблизился к уровню этого года, был 2020 год, когда пандемия резко снизила спрос на газ. На середину апреля текущий уровень немного ниже уровня 2020 года.
Разительный контраст с прошлым годом, когда Москва ограничила поставки по трубопроводам, а ЕС был вынужден увеличить импорт СПГ из России до рекордного уровня, поскольку он торопился запастись на зиму.
По данным Refinitiv, импорт СПГ в ЕС из России в прошлом году достиг 22,1 млрд куб.
Этот всплеск российского импорта также помог увеличить запасы ЕС.
Похоже, что этим летом в Европе будет слишком много газа, а не наоборот», — сказала Наташа Филдинг, руководитель отдела ценообразования на европейский газ в Argus Media, службе отраслевых данных.
У Европейской комиссии есть цель к началу ноября обеспечить уровень хранения газа на уровне 90 процентов, но Филдинг заявила, что может достичь этой цели к июлю или августу.
В отличие от нефти и нефтепродуктов, российский газ, который до конфликта на Украине обеспечивал почти 40% поставок в ЕС, не подпадает под действие санкций. В результате рекордный на сегодняшний день импорт российского СПГ в ЕС направил в российскую казну миллиарды долларов за счет налогов на российские газовые компании.
Симсон призвал европейские компании прекратить покупать российский СПГ. Министры энергетики блока также согласились в марте разрешить государствам-членам временно ограничить импорт газа как из России, так и из Белоруссии — соглашение, которое еще предстоит согласовать с парламентом ЕС.
Однако любые шаги по ограничению или запрету российского СПГ могут помешать заполнению хранилищ на следующую зиму. В глобальном масштабе перспективы новых поставок СПГ невелики до середины десятилетия, когда заработают несколько крупных проектов.
Высокопоставленный дипломат ЕС добавил, что ограничение цен на российский СПГ — повторение уже принятых мер против экспорта нефти — не исключено, но это пока еще «не обсуждалось».
Аналитики также подчеркивают влияние экономического роста Китая на спрос на СПГ. Они добавляют, что степень восстановления страны после снятия ограничений Covid остается неизвестной.
Анн-Софи Корбо, глобальный исследователь Школы международных и общественных отношений Колумбийского университета, отметила, что, по ее словам, это признаки «чрезмерной самоуверенности» европейских политиков в их усилиях по обузданию российского СПГ.
Цены на газ указывают на проблему, с которой, по мнению трейдеров, Европа все еще сталкивается в обеспечении достаточных поставок, даже несмотря на то, что спотовые цены резко упали с рекордных уровней прошлого августа. Цена европейского эталонного контракта TTF с поставкой в четвертом квартале этого года выросла почти на 20% в прошлом месяце до 55 евро/МВтч [мегаватт-час]. В 2019 году до пандемии средняя цена TTF составляла 14,6 евро.
«Прекращение импорта СПГ из России может привести к различным последствиям для мирового газового рынка, в том числе к возмездию со стороны Путина», — сказал Корбо.
По ее оценкам, если нынешние потоки продолжатся, ЕС в этом году будет импортировать 40 млрд кубометров природного газа из России, из них 20 млрд кубометров — по трубопроводам, а 20 млрд кубометров — из СПГ. Она добавила, что «кто-то должен мне объяснить», как блок восполнит дефицит, если откажется от всех этих поставок.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Следующая глава энергетического кризиса в Европе может начаться летом
Энергетический кризис в ЕС стимулирует новые проекты по сжижению газа в США