Сюжет большинства фильмов про зомби, таких как «28 дней спустя», действие которого разворачивается в апокалиптическом Лондоне, связан с распространением ужасной болезни. Здоровые люди превращаются в опасных монстров. Эти ходячие мертвецы бродят по земле, и издалека бывает трудно понять, живые они или нет. Между банкротством Silicon Valley Bank (SVB) и отчетом о доходах First Republic Bank за первый квартал, опубликованным 24 апреля, прошло чуть больше 28 дней, точнее 45, но, судя по доходам, ясно, что в американском банковском секторе есть как минимум один ходячий мертвец.
В конце 2022 года активы First Republic составляли $213 млрд: из них примерно $167 млрд приходилось на кредиты и $32 млрд — на облигации. Финансирование обеспечивалось за счет депозитов на сумму $176 млрд, краткосрочного финансирования на сумму $7 млрд и долгосрочного финансирования на сумму $9 млрд. Банк также имел высококачественный капитал в размере $18 млрд. К концу первого квартала компания потеряла $102 млрд от первоначальных депозитов. Депозиты сменились огромными краткосрочными заимствованиями, которые к концу первого квартала достигли $80 млрд, а также депозитами от шести крупных банков на сумму $30 млрд, которые разместили деньги для спасения финансового института.
Проблемный банк
У банка несколько проблем. Во-первых, банк First Republic выдавал много кредитов, когда процентные ставки были низкими, в том числе дешевые ипотеки. По некоторой информации, Марк Цукерберг взял ипотеку на дом в Пало-Альто стоимостью $6 млн на 30 лет под 1.05% годовых. Стоимость таких кредитов снизится по мере роста процентных ставок.
Во-вторых, сделка со многими состоятельными клиентами заключалась при условии, что они также переведут депозиты в банк. Но теперь эти клиенты, имевшие крупные балансы, незастрахованные регуляторами, ушли. Лишившись дешевого финансирования за счет депозитов, First Republic воспользовался краткосрочным финансированием, основная часть которого предоставлена Федеральной резервной системой и еще одним кредитором Federal Home Loan Banks, финансируемым правительством, по рыночным ставкам. Это, вероятно, лишило банк способности зарабатывать прибыль.
В последнем квартале 2022 года чистый процентный доход First Republic — разница между тем, что банк получает по кредитам, и тем, что платит за финансирование, — составил 2.5%. В первом квартале этот показатель снизился до 1.8%. Однако могло быть еще хуже. В конечном счете, первый квартал включал два месяца до краха SVB, соответственно First Republic практически не получил чистых процентов в марте. Другими словами, банк платит за финансирование столько же, сколько получает по кредитам.
У First Republic нет другого очевидного выхода, кроме возвращения вкладчиков. Он не может зарабатывать из-за сокращения чистого процентного дохода. Распродажа активов тоже не спасла бы. Если бы стоимость кредитного портфеля упала, например, на 10-15% в 2022 году, и падение было бы меньше, чем снижение стоимости большинства средне- и долгосрочных государственных облигаций, это означало бы, что в случае продажи активов First Republic весь капитал был бы уничтожен. Могла бы помочь рекапитализация, но, похоже, инвесторы не заинтересованы в этом. 25 апреля акции банка обвалились на 50%. Сейчас рыночная капитализация составляет $1.2 млрд по сравнению с $23 млрд в январе. Это приводит к такому же сворачиванию деятельности, как в случае с SVB: сообщается, что First Republic ведет переговоры с регуляторами.
Сколько еще таких зомби
В статье, опубликованной в марте, Эрика Цзян из Университета Южной Калифорнии и ее соавторы смоделировали, что могло бы произойти, если бы половина незастрахованных вкладчиков, подобно тем, которые обанкротили SVB и, возможно, вскоре обанкротят First Republic, вывели деньги из банковской системы. Плохая новость в том, что около 190 (неназванных) учреждений остались бы с отрицательным собственным капиталом. Более хорошая новость в том, что это, скорее всего, были бы мелкие учреждения, поскольку их совокупные активы составили $300 млрд. Если в эту цифру входит First Republic, это говорит о том, что, вероятно, за углом не прячется более крупный и страшный зомби. Тем не менее, нельзя исключать вероятность новых леденящих душу историй.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Economist
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Акции спасенного в марте американского банка рухнули на 25% с лишним
Финансовая система США остается неустойчивой после череды банкротств банков