Европа спешила получить сжиженный природный газ, чтобы облегчить разрушительный энергетический кризис. Но теперь может оказаться так, что строить дополнительное количество терминалов для приема голубого топлива не потребуется.
От Франции до Польши регион стремится построить инфраструктуру СПГ после того, как Россия резко сократила поставки газа по трубопроводам. Но эти новые мощности могут значительно превысить спрос на топливо после 2030 года, поскольку страны все больше используют возобновляемые источники энергии.
Если все запланированные терминалы будут построены, существует риск того, что миллиарды евро, вложенные в инфраструктуру, могут в долгосрочной перспективе превратиться в бесхозные активы.
«Некоторые инвестиции в инфраструктуру импорта СПГ были сделаны рынком, исходя из предположения, что где-то в Европе всегда будет спрос», — сказал Оган Косе, управляющий директор Accenture Plc, специализирующийся на природном газе. «Однако, если каждая страна стремится иметь свой собственный импортный потенциал, а рынки не будут работать в сотрудничестве, тогда, конечно, возникнет много невозвратных расходов».
СПГ-терминалы в Европе. Карта включает действующие, планируемые и строящиеся объекты.
На данный момент новые терминалы СПГ появляются во многих странах, и энергетический кризис все еще предопределяет стратегические решения. Италия приближается к запуску своего четвертого объекта. Германия планирует развернуть уже четвертый плавучий терминал у балтийского острова Рюген. Такие конструкции часто более предпочтительны, поскольку их дешевле и быстрее построить, чем на суше. Другие проекты запланированы в странах, включая Эстонию и Грецию.
По данным Института экономики энергетики и финансового анализа, объем импорта СПГ в Европу, как ожидается, вырастет примерно на 50% за это десятилетие. Между тем, некоторые сценарии предполагают, что спрос на СПГ не увеличится и даже может снизиться. К 2030 году Европейский союз может иметь до 250 миллиардов кубометров неиспользуемых мощностей — более половины общей потребности блока в газе в 2021 году, — говорится в мартовском отчете.
Краткосрочный спрос
Европа пережила кризис прошедшей зимой без каких-либо серьезных перебоев с поставками из-за необычно мягкой погоды, снижения энергопотребления и притока СПГ. В результате уровни хранения газа в настоящее время значительно превышают норму для этого времени года.
Тем не менее, суда доставляют на континент рекордные объемы СПГ, поскольку следующей зимой маячат новые риски. В пиковые дни существующие объекты работали на полную мощность, поэтому танкеры СПГ простаивали в море в ожидании выгрузки своего груза.
На данный момент у Европы нет другого выбора, кроме как построить новую инфраструктуру для удовлетворения текущего спроса на СПГ. Терминалы не рассчитаны на то, чтобы работать на полную мощность круглый год, и средний годовой коэффициент их использования обычно составляет 50-70% или даже меньше.
Регион может добавить еще два-четыре плавучих терминала помимо уже запланированных, сказал Томас Торкильдсен, коммерческий директор Hoegh LNG, которая предоставила Германии два таких терминала на 10 лет.
«Мы видим большой интерес к увеличению пропускной способности в нескольких странах северо-западной Европы», — сказал он в интервью. «Однако существуют противоположные точки зрения, и политические процессы должны быть завершены, а решения оформлены до принятия обязательств».
Долгосрочный риск
Беспокойство вызывает отсутствие спроса в долгосрочной перспективе. Согласно одному из сценариев, прогнозируемому Международным энергетическим агентством, к 2030 году Европейский Союз может сократить потребление газа почти на 45% по мере перехода к возобновляемым источникам энергии.
По данным Elengy SA, которая управляет тремя наземными терминалами во Франции, которые имели в прошлом году среднюю загрузку на рекордные 95%, пропускная способность на некоторых из существующих терминалов в Европе забронирована еще до 2045 или даже 2050 года.
ЕС рассматривает дополнительные мощности как буфер для обеспечения энергетической безопасности. Кроме того, плавучие хранилища могут работать в качестве перевозчиков СПГ, если потребность в мощностях исчезнет. Их также можно перемещать в другие места, например, на растущие рынки в Азии. Некоторые новые терминалы могут быть переоборудованы для использования с другими продуктами, такими как аммиак или водород.
Европа по-прежнему будет нуждаться в СПГ в 2030 году и даже позже, считает Эстер Анг, глава отдела СПГ швейцарского трейдера MET International AG. Дополнительные экспортные проекты — от США до Катара — увеличат объем предложения, чтобы насытить рынки.
«Сейчас в мире больше проектов СПГ, чем в прошлом», — сказала она в недавнем интервью в Амстердаме. «Будут времена, когда эти активы будут определенно необходимы, и времена с потенциально более низким спросом — но все дело в управлении этим риском».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram