В 2021 году удаленный угледобывающий город на северо-востоке Китая подвергся беспрецедентной финансовой реструктуризации. Подобные проблемы являются зловещим предзнаменованием для председателя Си Цзиньпина, поскольку другие муниципалитеты с крупной задолженностью могут последовать его примеру.
Хэган, город с населением почти в миллион человек недалеко от границы с Россией, попал в заголовки газет почти 18 месяцев назад, когда его долг более чем в два раза превысил бюджетные доходы. Это первый случай, когда городская администрация официально приняла экстренные меры с тех пор, как Госсовет обнародовал в 2016 году правила, предписывающие, как местные органы власти, от округов до провинций, должны реагировать на долговые риски.
Основная тяжесть финансовых ограничений легла на жителей Хэгана. Во время недавнего визита в город местные жители пожаловались на отсутствие отопления в помещениях при отрицательных зимних температурах, а водители такси рассказали о повышении штрафов за нарушение ПДД. Учителя государственных школ опасаются сокращения рабочих мест, а дворники столкнулись с двухмесячной задержкой зарплаты.
Санитарка средних лет, работающая в крупнейшей больнице города, заявила, что работодатель в одностороннем порядке изменил трудовой контракт, сократив такие льготы, как оплата сверхурочных за работу в праздничные дни, при этом теперь вместо государственного медицинского учреждения указан сторонний поставщик. Зарплата в размере 1600 юаней ($228) задерживается более чем на 10 дней каждый месяц с конца прошлого года.
«Я расстроена из-за этой ситуации, — рассказала женщина, которая попросила не называть ее имени. — Все так дорого. Мне с трудом удается нормально питаться три раза в день».
Хэган — лишь верхушка айсберга долговой проблемы местных органов власти, которая заставляет инвесторов все больше нервничать и угрожает надолго затормозить развитие второй по величине экономики мира. По оценкам Goldman Sachs Group Inc., совокупный государственный долг Китая составляет около $23 трлн, и эта цифра включает скрытые займы тысяч финансовых компаний, созданных провинциями и городами.
Примечание: доход провинций определяется как совокупный доход из общего государственного бюджета и бюджета государственного фонда, а также трансфертных платежей центрального правительства. Данных недостаточно или они недоступны для расчетов по Хэбэй и Цзянси. Для провинции Хэйлунцзян цифра является приблизительной и основана на частично опубликованных официальных данных.
Проблемы распространяются по всей стране
Хотя вероятность муниципального дефолта в Китае относительно невелика, учитывая скрытые гарантии Пекина по долгу, большее беспокойство вызывает то, что местным органам власти придется пойти на болезненное сокращение расходов или изъять деньги из проектов, стимулирующих экономический рост, для погашения долга. На карту поставлены планы Си Цзиньпина удвоить уровень доходов к 2035 году и одновременно сократить разрыв между богатыми и бедными, что является ключевым фактором для социальной стабильности, поскольку он намерен возглавлять Коммунистическую партию в течение следующего десятилетия или даже больше.
«Многие города станут похожи на Хэган через несколько лет», — считает Хауз Сонг, экономист MacroPolo, американского аналитического центра при Институте Полсона.
Он отметил, что из-за старения и сокращения населения Китая во многих городах не хватает рабочей силы, чтобы обеспечить более быстрый экономический рост и налоговые поступления.
«Возможно, центральному правительству удастся сохранить стабильность в краткосрочной перспективе, попросив банки пролонгировать долги местных органов власти, — добавил Сонг. — Но реальность такова, что без продления кредитов более двух третей населенных пунктов не смогут погасить долги вовремя».
В провинции Хэйлунцзян, где расположен Хэган, инвесторы в облигации уже остерегаются рисков. Средняя доходность находящихся в обращении семилетних облигаций провинции составила 3.53%, что на 18.8 б. п. выше, чем в среднем по стране, занимая место в четверке самых дорогих.
Фискальная реструктуризация возможна в двух случаях: если процентные выплаты по облигациям муниципалитета превышают 10% от его расходов, или если местное руководство сочтет это необходимым. Китайская компания Yuekai Securities Co. подсчитала, что в 2020 году процентные выплаты по облигациям в 17 городах составили более 7% от бюджетных расходов, и это означает, что они могут вскоре превысить 10%-ный порог. Города в основном расположены в более бедных провинциях, таких как Ляонин на северо-востоке и Внутренняя Монголия на севере.
Хэган столкнулся с катастрофической дырой в бюджете
Источник: Bloomberg
Примечание: расходы на 2022 год заложены в бюджет. Доходы в 2022 году рассчитаны Bloomberg на основе данных правительства о фактическом росте доходов. Совокупный государственный бюджет покрывает расходы, необходимые для социального обеспечения и функционирования государственных учреждений.
В отличие от реструктуризации корпоративного долга или банкротства муниципалитетов в США, фискальная реструктуризация в Китае не подразумевает, что кредиторы должны нести убытки по тому, что им причитается.
Проблемы очевидны и в других городах. Город Шанцю с населением 7.7 млн человек в провинции Хэнань на востоке центральной части Китая недавно попал в заголовки газет после того, как почти полностью прекратил работу единственного автобусного маршрута. В Ухане и Гуанчжоу предлагаемое сокращение медицинских льгот для пенсионеров привело к единичным уличным протестам в начале года. По некоторым данным, госслужащим в богатых городах, таких как Шанхай, снижают зарплату. В провинции Гуйчжоу чиновники попросили Пекин предоставить финансовую помощь.
Пекин в течение многих лет призывал местные органы власти ограничить долговые риски, особенно «скрытого» типа: задолженность, накопленная в рамках финансовых механизмов от имени муниципалитетов, которая не отражается в балансовых отчетах населенных пунктов. Министр финансов Лю Кун и другие чиновники попытались снизить опасения в обществе, заявив, что финансы местных правительств в целом «стабильны».
«Проблема долгов местных органов власти распространена по всей стране, — отметила Джин Ой, профессор политики Стэнфордского университета, специализирующаяся на фискальных реформах Китая. — В то время как у богатых прибрежных районов больше возможностей погасить долги и привлечь больше ресурсов, менее развитые регионы, такие как Хэган, гораздо более ограничены в том, что они могут сделать».
Закат Хэгана
Хэган в течение нескольких лет переживает сокращение доходов от угольной промышленности, находящейся в упадке, и отток налогоплательщиков, поскольку население города сократилось на 16% за десять лет. Затем последовал двойной удар в виде пандемии и ограничений на рынке недвижимости: чиновники внезапно столкнулись с жесткой политикой Си Цзиньпина, включающей массовое тестирование и карантины в связи с Covid, как раз в тот момент, когда упали доходы от продажи земли, основного источника дохода местных органов власти.
В 2020 году Хэган не смог выплатить проценты и основную сумму долга на сумму 5.57 млрд юаней из-за нехватки средств. Согласно официальным источникам и сообщениям СМИ, к 2021 году общий долг города, в том числе за счет внебалансовых источников, вырос почти до 30 млрд юаней или около 230% от общих финансовых доходов.
Городу удалось сократить долг до 209% к 2022 году, но усилия, которые он прилагает, чтобы выбраться из финансовой ямы, говорят о том, что у Си Цзиньпина и его экономической команды нет простого решения.
В бюджет был заложен рост общего дохода города на 9% в 2022 году, который формируется в основном за счет налогов, частично из-за резкого роста цен на уголь, который, возможно, уже не повторится. И даже несмотря на то, что штрафы и доходы от продажи государственных активов, по прогнозам, вырастут на 10%, это лишь малая часть того, что нужно бюджету Хэгана. По имеющимся официальным данным, примерно половина доходов города в прошлом году поступила от трансфертов правительства провинции. Хэган не опубликовал бюджет на 2023 год.
Местные чиновники позиционируют туризм и новые отрасли промышленности, такие как добыча графита, в качестве источников дохода, чтобы уменьшить зависимость города от угля. Однако графит, минерал, используемый в различных изделиях, от карандашей до аккумуляторов для электромобилей, является относительно небольшой отраслью промышленности, на долю которой в 2020 году пришлась лишь шестая часть угольного сектора города. И хотя власти продвигают Хэган как место для летнего отдыха с тремя национальными лесными парками и заповедником водно-болотных угодий, удаленное расположение и низкие температуры в зимний период, достигающие −20°C (-4F), ограничивают его привлекательность для туристов в течение всего года.
Скрытый долг Хэгана практически равен объему официальных заимствований
Источник: Bloomberg
В ежегодном отчете о работе правительства, опубликованном в марте, мэр Хэгана Ван Синчжу признал, что «развивающиеся отрасли не обеспечили сильной поддержки» экономике, в то время как «традиционные отрасли промышленности сильно нуждаются в модернизации и преобразовании». Тем не менее, он настроен оптимистично и заявил, что муниципалитет попытался сократить часть внебалансового долга и «безболезненно преодолел пиковый период погашения долга».
Одним из потенциальных преимуществ Хэгана являются низкие цены на недвижимость, особенно для молодых людей, разочарованных стрессом и стоимостью жизни в китайских мегаполисах. Хэган может похвастаться самыми низкими ценами на жилье среди городов Китая, что является побочным результатом сокращения местного населения и избытка предложения.
Дия, 33-летний певец и учитель музыки, два года назад переехал в Хэган из Шанхая — места, где, по его словам, «даже если я буду стараться изо всех сил и работать 24 часа в сутки, я не смогу зарабатывать достаточно денег, чтобы стать богатым или иметь собственный дом». Теперь он может позволить себе три объекта недвижимости в городе, включая квартиру площадью 50 кв. м за 40000 юаней — это примерно 1% от стоимости квартиры такого же размера в Шанхае.
«Все коллеги, друзья и родственники смеялись надо мной, услышав, что я переезжаю в Хэган, потому что это рассматривалось как переход на более низкий уровень, — отметил он. — Однако Хэган — это место, где вам не нужно много денег или амбиций, чтобы хорошо жить. Для меня это как убежище».
Каждый день группа пожилых рабочих, одетых в поношенные куртки, с рассвета собирается на обочине дороги в Хэгане. Они надеются получить работу на весь день, загружая уголь в грузовики и поезда. Одна из них, Чжан, рассказала, что в удачный день она может заработать 100 юаней или около $15. Но чаще всего ей удается получить всего 10 или 20 юаней за «изнурительную» работу.
«У нас нет ни субсидий, ни пенсий, — заявила 66-летняя Чжан. — Я не уйду на пенсию, пока не почувствую, что я физически не в состоянии больше работать».
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Неуверенное восстановление китайской экономики затормозило ралли на рынке меди
Глобальный долг приближается к рекордным максимумам из-за «кризиса адаптации»
Сокращение импорта и замедление роста экспорта Китая омрачают экономические перспективы