Особенная привилегия, которой пользуются США, поскольку доллар однозначно является мировой резервной валютой, снова подвергается нападкам. Страны БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка — пытаются привлечь сторонников, разжигая разговоры о конкурирующей валюте, которая свергнет доллар с трона. И это потерпит неудачу по вполне обыкновенным причинам. Как пел сам король, Элвис Пресли: «Немного меньше разговоров, немного больше действий, пожалуйста».
На прошлой неделе министры иностранных дел стран БРИКС собрались в Кейптауне вместе с представителями других стран, таких как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Казахстан. Это была разминка перед главным мероприятием, встреча глав государств БРИКС и заинтересованных к присоединению запланирована на конец августа в Йоханнесбурге, хотя место может быть перенесено в другую страну. В фокусе — плохо замаскированная попытка свергнуть мировой порядок, основанный на правилах, сформировавшихся после завершения Второй мировой войны.
После начала российско-украинского конфликта США и Европа заморозили российские валютные и золотые резервы на сумму 300 миллиардов долларов, что повышает вероятность того, что аналогичным образом могут быть изъяты зарубежные активы стран, действующих вопреки интересам Запада. Здесь есть пункт о потенциальном превышении полномочий, поскольку западные санкции в отношении недобросовестных государственных деятелей в последние годы выросли как грибы. Правительство США не может игнорировать последствия. Штатам следует внести больше ясности в то, что они будут и чего не будут делать в будущем. Ирония заключается в том, что дедолларизация набирает обороты как раз в тот момент, когда США улаживают проблему с потолком госдолга.
Влияние коалиции БРИКС может быть существенным, учитывая, что на долю этой группы приходится 42% населения земного шара. Но с экономической точки зрения она обеспечивает всего 23% от общего объема мирового ВВП и только 18% объема международной торговли. По данным Общества всемирных межбанковских финансовых транзакций, доллар используется для 42% валютных операций. Доля евро составляет 32%, но евро не расширяет влияния за пределами Европы и некоторых районов Северной Африки. Доля китайского юаня составляет около 2%, поскольку его использование за пределами страны существенно не расширяется даже в пределах Азии или за пределами финансирования, связанного с торговлей.
Определяющим элементом для резервной валюты является то, что она является второй по распространенности валютой для внутренних операций. Доллар является в значительной степени наиболее используемым средством обмена во всем мире после собственной валюты каждой страны, иногда даже превосходя национальные валюты. Почти каждый товар, включая нефть и золото, торгуется в долларах. Даже криптовалюты работают в паре почти исключительно с долларом США. Что также жизненно важно для резервной валюты, так это ее использование в качестве средства сбережения. По оценкам Международного валютного фонда, 59% резервов мировых центральных банков находятся в долларах, 20% — в евро, а всего 5% — в юанях.
Как ранее сообщал Bloomberg, около 19 других стран заинтересованы в присоединении к блоку БРИКС, причем 13 стран уже официально приглашены. Но все больший набор противоречивых интересов только сделает концепцию еще менее управляемой. На повестке дня стоит вопрос о единой валюте этого блока. Одна из российских идей состоит в том, чтобы сделать его частично обеспеченной золотом, хотя перемещение золотых слитков — дело непростое. Несмотря на взаимную неприязнь к расширенному охвату Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США, фундаментальные разногласия между группировками слишком велики, чтобы они могли продвинуться вперед. Дешевая российская нефть в настоящее время может быть весьма привлекательной для стран-импортеров углеводородов, но она не является долгосрочной основой для мировой торговли.
Глава ЦБ ЮАР Лесетья Кганьяго подчеркнула в прошлом месяце, что для проведения любого законного тендера при поддержке БРИКС потребуется единый центральный банк. Как и в случае с инициативой «Один пояс- один путь» через Азию в Европу, невозможно представить, что Китай не будет доминировать на любом более широком форуме БРИКС, что делает Шанхай наиболее вероятным местом размещения центрального банка БРИКС. Вряд ли это легко устроит Индию, у которой часто возникают пограничные стычки с Китаем.
Если Организация стран-экспортеров нефти не может создать нефтяную валюту, то какие шансы есть у случайной группы географически разрозненных стран? Концепция общей южноамериканской торговой валюты под названием Sur (сур) испытывает трудности, потому что интересы небольших стран будут просто задушены гораздо более крупной экономикой Бразилии.
Некоторые страны БРИКС богаты ресурсами, большинство — бедны ими. Ни один из них, ни по отдельности, ни в сочетании, не может волшебным образом создать альтернативную валюту. На первом месте должен быть существенный прогресс в торговле между членами группы. Доминирование доллара может быть для многих неприятным и утомительным, но нет альтернативы, которая была бы близка к критической массе. Гневайтесь на долларовую машину сколько угодно, но она вас не услышит.
Автор статьи: Маркус Эшворд, колумнист Блумберг, покрывающий европейские рынки. Ранее он работал главным рыночным стратегом в Haitong Securities в Лондоне.
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Как БРИКС стал настоящим клубом и почему другие хотят в него вступить
А дедолларизация происходит на самом деле?
Валютный гуру отметил, что глобальная дедолларизация происходит высокими темпами