По данным информационной компании Argus Media, это первый случай, когда цена на флагманскую нефть Urals превысила отметку в $60 за баррель после того, как США и их союзники ввели новые санкции в декабре прошлого года. Это говорит о том, что Кремлю удалось, по крайней мере частично, приспособиться к ограничениям.
Ценовой потолок является частью кампании экономического давления Запада и направлен на важнейший источник доходов России, чтобы перекрыть финансовые потоки Кремля и одновременно стимулировать российских производителей и дальше поставлять нефть на рынок во избежание разгона инфляции по всему миру.
Более высокие цены могут увеличить доходы России от экспорта нефти, которые, по данным Международного энергетического агентства, в прошлом месяце сократились более чем в два раза по сравнению с прошлым годом. Ценовой потолок, эмбарго на поставки российской нефти в Европу и недавнее сокращение экспорта привели к снижению налоговых поступлений от энергоносителей в России в этом году, что подорвало бюджет.
О том, что финансовое давление на Москву, возможно, ослабевает говорит тот факт, что скидка на Urals по сравнению с международным эталоном Brent уменьшилась до $20 за баррель. Разница по-прежнему намного больше, чем до конфликта, однако с января она сократилась в два раза.
Сокращение добычи участниками ОПЕК+, к которому присоединилась Москва, также привело к росту цен на российскую нефть выше предельного уровня. Сорт Urals, названный в честь богатого нефтью горного региона страны, получил дополнительный импульс благодаря высокому спросу в Азии, где российские производители вытесняют саудовскую нефть.
Западные санкции предполагают использование зависимости России от европейских перевозок и услуг страхования в качестве инструмента для сдерживания нефтяных доходов страны. Рост цен говорит о том, что стремление России создать альтернативную сеть танкеров, на которые не распространяются санкции, снижают влияние Запада на российский экспорт, отметил Сергей Вакуленко, аналитик Центра Карнеги по изучению России и Евразии и бывший топ-менеджер одной из нефтяных компаний страны.
«Это был эволюционный процесс, и сейчас мы просто видим его результаты, — заявил Вакуленко. — Российские нефтяные компании... приложили довольно большие усилия для того, чтобы остаться в бизнесе и зарабатывать деньги. Они доказали свою эффективность».
По словам трейдеров, в последнее время российские производители не проявляют особого желания обсуждать цены, при которых западные игроки могли бы остаться на этом рынке. Это контрастирует с позицией, которая наблюдалась, когда Urals в последний раз приблизилась к $60 в апреле.
«Пиррова победа»
Несомненно, в течение некоторого времени российским компаниям, вероятно, еще потребуются западные суда и страховки, чтобы экспортировать часть нефти, ежедневно продаваемой за рубеж, объем которой превышает семь миллионов баррелей. Некоторые аналитики считают, что это дает США и Европе значительные, хотя и теряющие силу, рычаги влияния, и что они могли бы усилить финансовое давление на Москву, снизив ценовой потолок.
«Если вы посмотрите на все маршруты, по которым России необходимо поставлять нефть, и подсчитаете, сколько танкеров ей нужно для создания автономного флота, окажется, что они еще очень далеки от желаемого результата», — отметил Крейг Кеннеди, младший специалист Гарвардского университета, который занимается изучением российского судоходства.
В Вашингтоне называют рост цен пирровой победой Москвы и отмечают множество препятствий на ее пути.
«По сути, ценовой потолок существенно ограничивает доходы России, сохраняя при этом поставки российской нефти на мировые рынки, — рассказал в интервью заместитель министра финансов Уолли Адейемо. — Наша задача в том, чтобы продолжать повышать цену для России, чтобы у них осталось меньше денег для войны на Украине, и это происходит каждый день».
Согласно Министерству финансов, даже если Россия продает нефть, используя теневой флот, покупатели российской нефти могут договориться о значительной скидке из-за ограничений.
Компаниям из стран G7 разрешено перевозить и страховать российскую нефть только в том случае, если она стоит меньше $60 за баррель. Для нефтепродуктов установлены отдельные ограничения. Смысл в том, что Москва будет продавать нефть по более низким ценам, так как она нуждается в западных услугах для экспорта нефти.
После начала конфликта на Украине стало сложнее определить цену, по которой торгуется российская нефть, что не позволяет оценить эффективность ограничений.
Трейдеры и чиновники полагаются на данные ценовых агентств. S&P Global для сбора достоверных данных использовало торговую платформу Intercontinental Exchange, на которой торгуется Urals. Однако получить полную информации о рынке не удалось. S&P и Argus опираются на контакты с участниками рынка и такие сведения, как стоимость продуктов нефтепереработки и ставки фрахта.
По мнению критиков, союзники изначально установили слишком высокую планку. Украина, которую поддерживают близкие союзники, включая Польшу, лоббирует снижение потолка. Эти усилия тормозятся из-за разногласий внутри Европейского союза и опасений по поводу цен на газ в Вашингтоне.
Вместо этого США и ЕС сосредоточились на ужесточении требований к соблюдению санкций. В центре внимания легализация нефти за счет перевалки с судна на судно в море. По словам трейдеров, для обхода ограничений также использовались поддельные документы и сторонние платежи.
В обход санкций
Более серьезной проблемой для эффективной работы санкций является новая логистическая система, которую начали создавать Россия и сотрудничающие с ней компании, включая танкеры, застрахованные и зафрахтованные за пределами Запада.
Продажи подержанных танкеров привели к росту теневого флота танкеров, которые перевозят нефть из стран, на которые распространяются санкции. По данным компании по отслеживанию судов Vortexa, во втором квартале санкционную нефть перевозило в пять раз больше танкеров, чем в конце 2021 года. Почти 80% этих судов работают на российском рынке.
Запад получил рычаги воздействия отчасти благодаря огромной роли судоходной отрасли Греции, которая, будучи членом ЕС, соблюдает санкции и предельные цены. По словам Робина Брукса, главного экономиста Института международных финансов, танкерный флот страны перевозит более половины нефти, экспортируемой из России.
«Запад имеет реальную способность влиять на цены», — отметил он, добавив, что предельная цена может быть снижена до $20-$30 за баррель.
Этот рычаг может стать менее эффективным. Огромные суммы, которые европейские танкерные компании могли бы заработать на сдаче в аренду судов для перевозки российской нефти, сократились в последние месяцы, что говорит о расширении доступа России к танкерам за пределами G-7, отметил Генри Курра, руководитель отдела исследований судового брокера Braemar.
Сейчас в торговле нефтью в российском дальневосточном порту Козьмино, где сорт ВСТО все это время стоил выше предельного уровня, участвуют несколько танкеров, застрахованных или принадлежащих западным компаниям.
Администрация Байдена признает, что Россия развивает независимый флот, однако высокопоставленный чиновник Министерства финансов заявил, что это не сильно влияет на потоки нефти. По словам американских чиновников, затраты на создание этой альтернативной экспортной системы отвлекают средства от военного конфликта. По их оценкам, Центральный банк России выделил $9 млрд на замену западных схем вторичного страхования.
До конфликта американские, европейские и японские страховщики покрывали почти весь российский морской экспорт, в том числе с использованием российских государственных танкеров. Эти компании, которые совместно известны как International Group of P&I Clubs, обеспечивают страховку от претензий третьих лиц, таких как прибрежные предприятия, пострадавшие в результате разлива нефти.
По словам Бориса Додонова из Киевской школы экономики, к апрелю половина поставок российской нефти и треть поставок нефтепродуктов осуществлялись танкерами, которые не были застрахованы членами этой международной группы.
Рольф Торе Роппестад, директор норвежской страховой компании Gard, заявил, что через Датские проливы, Суэцкий канал и Малаккский пролив ежедневно проходят минимум 10 танкеров без страховки International Group. По его словам, это сопряжено с рисками, поскольку у страховщиков, не входящих в группу, в целом нет опыта реагирования на подобные происшествия.
«Проблема в том, что у этих страховщиков может не оказаться поддержки со стороны перестраховщиков, или, если она у них есть, у этих перестраховщиков может не хватить ресурсов для удовлетворения крупного иска», — заявил Александр Брандт, партнер юридической фирмы Reed Smith.
Он также добавил, что, если произойдет утечка, «там может не оказаться никого, кто мог бы ее ликвидировать, в буквальном смысле».
Подготовлено Profinance.ru по материалам The Wall Street Journal
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Россия сократила экспорт нефти в Индию
Китай импортировал рекордные объемы российской нефти в первой половине 2023 года