Инфляция повлияла на все сектора экономики и затронула финансовые рынки. Проявилась она и за пределами США. Издание The Economist отслеживает стоимость бигмака в разных странах мира с 1986 года. Это простой способ понять, насколько справедливо оценены местные валюты. Последнее значение индекса показывает, что у себя на родине бигмаг в июле подорожал до $5.58 — на 8.3% в годовом соотношении и на 4% с начала 2023 года. Это самый весомая бигмаковая инфляция в Америке с июля 2012 года.
Однако по сравнению с другими странами Штаты отделались легким испугом. С января по июль бигмак подорожал более чем в два раза в Еврозоне и Великобритании. В Канаде этот бургер стоит почти в четыре раза дороже, чем в начале года.
Что это говорит о справедливой стоимости валют? Согласно теории паритета покупательной способности, фундаментальная стоимость валюты отражает количество товаров и услуг, которые на нее можно купить, включая гамбургеры. Если бигмак дорожает, количество бургеров, которые вы могли купить на определенную сумму, сокращается. Таким образом, справедливая стоимость валюты снижается. Однако в Европе, Японии, Канаде и Америке бургеры дорожают еще быстрее, соответственно, покупательная способность валют в этих странах падает сильнее, чем покупательная способность доллара.
Это приближает их справедливую стоимость к их рыночной стоимости. В январе справедливая стоимость евро, судя по его способности покупать гамбургеры, составляла $1.10. То есть за те бигмаки, за которые в Европе мы заплатим 10 евро, в Америке придется отдать $11. Но на валютных рынках 10 евро стоят всего $10.90. По этому критерию евро выглядит дешевле.
Но теперь все изменилось. Благодаря росту цен на бигмак в Европе и небольшому падению курса доллара, справедливая стоимость евро сейчас составляет $ 1.06, что меньше его рыночного обменного курса. Евро переоценен по отношению к доллару впервые за два года.
Американская валюта по-прежнему выглядит дорого по отношению к британскому фунту и канадскому доллару, но не так, как раньше. По сути, если ориентироваться на индекс бигмака, евро, канадский доллар и фунт сейчас торгуются в пределах 5% относительно стоимости доллара. Сначала доллар выглядел слишком дорогим, поэтому снижение валютного курса и ее более мягкая инфляция в США по сравнению с другими странами сблизили их валютные курсы с фундаментальными показателями.
Почему доллар так сильно вырос
Частично этот феномен может объяснить гипотеза валютного рынка под названием «непокрытый процентный паритет». Она подразумевает, что обменные курсы должны выравниваться относительно прибыльности безопасных активов, таких как государственные облигации. Когда процентные ставки растут — а в США в прошлом году они выросли сильнее, чем в других странах — валютный курс должен сначала резко подскочить, а потом постепенно снижаться. Инвесторы на рынке облигаций получают высокий процент но постепенно теряют капитал в валюте. Возможно, именно эти процессы сейчас и происходят.
Эта теория также помогает объяснить одно из самых больших промахов индекса бигмака в этом году: судя по его значениям за один доллар можно купить 81 японскую иену. На самом же деле это не так и за один доллар вам дадут целых 142 иены. Это значит, что японская валюта примерно на 43% недооценена по отношению к доллару США. Этот разрыв, вероятно, сохранится до тех пор, пока Банк Японии не почувствует необходимость повышения процентных ставок.
И этот день не так уж далек, как кажется. В прошлом месяце центральный банк неожиданно подкорректировал монетарную политику. Даже Япония не застрахована от бигмаковой инфляции. Стоимость бигмага за полгода выросла на 9.8%.
Подготовлено по материалам издания The Economist
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram