Один из показателей новых иностранных инвестиций в Китае упал до самого низкого уровня за 25 лет во втором квартале, что усилило опасения по поводу того, насколько геополитическая напряженность и замедление восстановления экономики могут подорвать доверие бизнеса.
Обязательства по прямым инвестициям — показатель прямых иностранных инвестиций в Китай — упали до 4,9 млрд долларов в период с апреля по июнь, согласно данным, опубликованным Государственным валютным управлением в пятницу. Это на 87% меньше, чем за тот же период прошлого года, и это наименьший показатель за любой квартал, судя по данным начиная с 1998 года.
Китай сообщает о сокращении прямых иностранных инвестиций. Данные платежного баланса показывают самый низкий приток ПИИ по крайней мере с 1998 года. Источник: Государственная валютная администрация Китая.
«Падение показателя ПИИ вызывает тревогу», — сказала Мишель Лам, экономист по большому Китаю в Societe Generale SA. «Это может означать, что новые инвестиции все еще поступают, но некоторые фирмы реинвестируют меньше своей текущей прибыли», поскольку фирмы больше говорят о «диверсификации цепочки поставок», добавила она.
По мнению экономистов, данные SAFE, которые измеряют чистые потоки, могут отражать тенденции в прибылях иностранных компаний, а также изменения в размерах их операций в Китае.
В последние годы привлекательность Китая для иностранных компаний как места для инвестиций была подорвана. Тарифы США во время торговой войны вызвали рост затрат, пандемия ограничила доступ в страну почти на три года, а рост геополитической напряженности заставил фирмы переосмыслить свои риски.
Слабое восстановление экономики в этом году еще больше подорвало доверие зарубежных фирм, которые столкнулись с падением прибыли двузначными темпами на фоне пониженного потребительского спроса в стране. Кроме того, китайские компании автомобильной промышленности становятся все более конкурентоспособными и сокращают продажи и прибыль иностранных фирм. Зарубежные автопроизводители были одними из крупнейших инвесторов в Китае.
В июле японская Mitsubishi Motors Corp. решила приостановить свои операции в Китае после нескольких лет вялых продаж, а главный исполнительный директор Mazda Motor Corp. Масахиро Моро заявил, что бизнес в Китае, вероятно, пострадает из-за жесткой конкуренции на крупнейшем в мире автомобильном рынке - рынке электромобилей. В прошлом году Stellantis NV закрыла свой единственный завод Jeep в Китае и объявила, что ее бренд Opel берет паузу в запланированном расширении.
Некоторые зарубежные руководители также заявили, что они напуганы демонстрацией правительством ужесточения контроля над безопасностью, например, расследованием в начале этого года в отношении экспертных консалтинговых фирм, используемых компаниями-производителями для работы в Китае.
Высокопоставленные чиновники, в том числе президент Си Цзиньпин, в последние месяцы пытались обеспечить более благоприятный фон для иностранных компаний в рамках усилий по стимулированию экономического роста, встречаясь в Пекине с лидерами мирового бизнеса, включая Джейми Даймона и Илона Маска. Однако еще предстоит увидеть, насколько эффективно это поможет преодолеть пессимизм в отношении ведения бизнеса в стране.
Отдельные правительственные данные показали, что в январе-июне этого года ПИИ были на 2,7% ниже, чем год назад — первое снижение за три года, согласно ранее опубликованным данным Министерства торговли, которое подсчитывает валовой приток.
Таким образом, общий объем ПИИ во втором квартале составил около 41 миллиарда долларов, согласно расчетам Bloomberg по официальным данным. По словам Лама, данные MOFCOM не включают реинвестированные доходы существующих иностранных фирм и имеют гораздо меньшую волатильность, чем данные SAFE.
Новые инвестиции немного снизились. Показатели Министерства торговли показывают небольшое снижение инвестиций в первом полугодии. Источник: Министерство торговли.
«Оба набора данных показывают постепенное замедление притока ПИИ в Китай в последние годы, что согласуется с долгосрочной модернизацией цепочки промышленных поставок Китая и диверсификацией глобальной цепочки поставок», — сказал Пейцянь Лю, экономист по Азии в Fidelity International.
В действительности спад может быть намного глубже, чем показывают оба набора данных, написали в июльском отчете аналитики, включая Логана Райта из Rhodium Group. Это связано с тем, что данные все чаще отражают чисто финансовые операции, в том числе китайских государственных компаний, а не решения иностранных корпораций, говорят они.
«В результате лица, принимающие решения в Китае, могут не знать, когда им нужно более агрессивно корректировать политику, чтобы попытаться восстановить деловое доверие», — пишут они. «На фоне более широкого структурного спада в экономике Китая запоздалая реакция может привести к дальнейшим потерям производительности и экономического роста».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Китай снизит процентные ставки и увеличит фискальное стимулирование — экономисты