Запасы дизеля и авиатоплива в Сингапуре в млн баррелей: 5-летнее среднее значение (белым) и 2023 год (голубым). Источник: Bloomberg
В любой другой момент истории нынешнее состояние мирового рынка дизельного топлива привело бы некоторые страны в состояние паники. По всему миру цены на это топливо зашкаливают по сравнению с нефтью, из которой оно производится.
Это указывает на дефицит дизеля, который должен встревожить правительства всех стран, одержимых борьбой с инфляцией. А всего через несколько месяцев в Северном полушарии наступит зима, что приведет к росту спроса на печное топливо.
Хорошая новость заключается в том, что в прошлом году — после начала СВО — ситуация на рынке выглядела еще хуже. В итоге цены снизились, чему способствовала относительно мягкая зима. Однако сегодняшние низкие запасы нефти означают, что мир не может позволить себе никаких «бычьих» сюрпризов: ограничение предложения может возникнуть в любой момент, а шок спроса может быть вызван холодной погодой или неожиданно сильным экономическим импульсом.
«Нам следует наращивать запасы уже сейчас, так как обычно они начинают формироваться с сентября», — говорит Юджин Линделл, руководитель отдела нефтепродуктов в отраслевом консультанте FGE. — «Есть опасения, что до октября запасы не успеют сформироваться в достаточной степени, и тогда мы начнем наблюдать сокращение запасов нефти, которые и так уже низки».
По его словам, основные проблемы с поставками дизельного топлива сейчас возникают в Европе и на Атлантическом побережье США. В последние недели наблюдался резкий рост маржи нефтепереработчиков, т. к. сокращение мировых мощностей НПЗ приводит к снижению мирового предложения нефтепродуктов как раз в то время, когда производители нефти, включая Саудовскую Аравию, ограничивают ее добычу.
По данным консалтинговой компании Wood Mackenzie, запасы дизельного топлива в Северо-Западной Европе в ближайшие месяцы будут сокращаться. Это типично для данного времени года, но запасы в настоящее время находятся ниже исторических норм, хотя и растут по сравнению с прошлым годом.
Запасы газойля/дизельного топлива в Северо-Западной Европе в млн баррелей. Прогноз Wood Mackenzie от 31 июля, источник: Bloomberg
«По нашему текущему прогнозу, предложение дизельного топлива/газойля в Европе будет ограниченным, что обусловлено снижением выхода при использовании более легких сортов нефти, повышением доли реактивного топлива в нефтепереработке и внеплановыми простоями НПЗ», — отмечает Эмма Хаушем, аналитик Wood Mackenzie в области нефтепереработки и нефтехимии. — «В ноябре ожидается увеличение спроса на дизельное топливо/газойль в базисе месяц к месяцу».
По ее словам, переход на менее плотную нефть — следствие сокращения добычи Саудовской Аравией, Россией и другими странами — привел к тому, что выход дизельного топлива в Европе, входящей в ОЭСР, в июле был более чем на 1,6% ниже, чем в среднем за всю историю. В условиях существующего дефицита предложения рынки внимательно следят за Китаем, где нефтеперерабатывающие предприятия ожидают от правительства новой порции квот на экспорт топлива, что позволит им продолжать его отгрузку. Хотя значительные объемы поставок из Китая могли бы способствовать ослаблению нынешнего дефицита, есть вероятность, что на этот раз они не принесут облегчения.
Маловероятно, что произойдет резкий рост поставок дизельного топлива из Китая даже после введения квот, считает Цзяньань Сунь, нефтяной аналитик компании Energy Aspects. Внутренний спрос на дизельное топливо в Китае «преподнес сюрприз»: его запасы не увеличивались даже в периоды ослабления спроса.
В США розничные цены на дизельное топливо последовательно растут с конца июля, причем так, что в августе дизель внес больший вклад в инфляцию, чем бензин. Американские нефтепереработчики не смогли нарастить запасы этим летом — типичным периодом роста предложения между сезонами урожая и зимнего отопления. Это объясняется тем, что рыночные условия сделали накопление запасов убыточным делом, как и в прошлом году.
Основной поставщик нефти в Новую Англию, восточно-канадский НПЗ Irving, начиная с сентября будет проводить масштабные ремонтные работы, которые продлятся семь недель. В результате регион окажется недосягаемым для трубопроводов и будет зависеть от морских поставок из дальнего зарубежья.
Показатели рынка дизельного топлива важны не только для узких специалистов. В самом широком понимании этот вид топлива, имеющий различные технические характеристики и используемый во всех сферах — от автомобилей и судов до отопления и тяжелой техники, — является самым крупным сегментом спроса на нефтепродукты. Хедж-фонды увеличивают свои «бычьи» ставки: чистые длинные позиции по дизельному топливу на Nymex в августе выросли до 18-месячного максимума.
Кроме того, это топливо является жизненно важным для мировых цепочек поставок, и его нехватка и ценовые шоки могут иметь негативные последствия для правительств и промышленности. В прошлом году высокие цены на дизельное топливо привели к забастовкам дальнобойщиков в Азии, что оказало давление на правительства, пытающиеся сдержать инфляцию, вызванную ростом цен на энергоносители.
В США от роста цен еще больше пострадают фермеры и автотранспортные компании, осуществляющие оптовые закупки. Нынешний кризис высвечивает дилемму, с которой сталкиваются страны при постепенном закрытии нефтеперерабатывающих заводов в попытках отказаться от ископаемого топлива.
По словам Линделла из FGE, недавняя жара ограничила объемы нефтепереработки и повлияла на глобальную энергетическую систему, которая все еще страдает от последствий остановки нескольких НПЗ в последние годы.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram
По теме:
JPMorgan: спрос на дизельное топливо в Европе упал до самого низкого уровня в 2023 году
BloombergNEF: видимый спрос на дизельное топливо в Китае достиг нового максимума
Саудовская Аравия скупает российский дизель, а свой отправляет в Европу