Фото: AFP
Главы стран-участниц БРИКС, таких как Россия, Китай и ЮАР, четко обозначают свои намерения: бросить вызов укоренившемуся геополитическому доминированию Запада. Однако трещины в этом едином фронте уже очевидны. Отсутствие Владимира Путина, а также опасения Индии по поводу того, что усиление Китая может отодвинуть ее интересы на второй план в рамках альянса, бросают некоторую тень на весь проект.
Тем не менее в рамках альянса формируется мощный энергетический блок, объединяющий БРИКС с такими ключевыми экспортерами энергоресурсов, как Саудовская Аравия, Египет, а в перспективе — Алжир и ОАЭ. Хотя официально БРИКС и ОПЕК+ не связаны, совпадение интересов среди стран-участниц или приглашенных государств может произвести революцию на энергетических и сырьевых рынках.
Альянс энергетических гигантов может изменить всю глобальную систему энергетической безопасности, в перспективе отдав приоритет маршрутам БРИКС. Это касается и амбициозных проектов по созданию глобальных цепочек поставок, таких как китайский «Один пояс — один путь», и расширения портов ОАЭ, и инициативы Саудовской Аравии «Видение 2030».
Одновременно заслуживает внимания экспансия БРИКС в Африку, особенно в области горнодобывающей промышленности, минералов и металлов. Присоединение новых членов, обладающих важнейшими природными ресурсами, может кардинально изменить положение дел в этой коалиции, причем инициаторами могут выступить Китай и Россия.
Арабские страны, такие как Саудовская Аравия и ОАЭ, также вошли в глобальную горнодобывающую сферу в рамках реализации стратегий по развитию возобновляемой энергетики и декарбонизации. Расширение БРИКС влечет негативные последствия не только для доминирования доллара США в мире, но и для доступа Запада к энергетическим ресурсам и цепочкам поставок.
Администрация Байдена признает, что ситуация меняется, и активизирует усилия по управлению предполагаемыми последствиями. Запасы нефти и газа в США, а также геополитическое влияние страны обеспечивают ей «подушку безопасности», а вот Европа ведет себя беспечно. Несмотря на разговоры о дистанцировании от китайского влияния, зависимость Европы от азиатских производств и рынков растет. Европейские стратегии зависят от африканских минералов, металлов, углеводородов и возобновляемых источников энергии, которые все чаще оказываются во власти изменчивых альянсов.
По мере того, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Алжир и другие страны поворачиваются лицом к Востоку, включая Россию, возникает серьезная проблема. На повестке дня скоро будут стоять не только углеводороды, но и доступ к цепочкам поставок и морским торговым путям. Включение Северной Африки и Ближнего Востока в БРИКС+ под руководством Пекина и Москвы усилит давление на Запад.
Китай и Россия больше не являются сторонними наблюдателями, они активно подрывают интересы Запада. Потенциальная интеграция стран ОПЕК и стран-экспортеров газа в БРИКС угрожает энергетическим интересам Запада. Объединение Саудовской Аравии, Египта, Алжира, Бразилии и России дает возможность БРИКС контролировать 60% мировых запасов и добычи энергоресурсов.
На фоне шумихи вокруг дедолларизации на первый план выходят практические вопросы и проблемы энергетической безопасности.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам OilPrice.com
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram
По теме:
БРИКС намерен пригласить в свои ряды Саудовскую Аравию и ряд других стран
Страны БРИКС будут кредитоваться в своих валютах
Расширение БРИКС будет иметь смысл, только если в него войдет Саудовская Аравия — Джим О’Нил