С марта 2021 по март 2023 года объемы хранилищ биржи сократилась почти на четверть, а количество зарегистрированных складов уменьшилось с более чем 600 до 453. Несколько более мелких операторов отказались от сотрудничества с LME, а торговые дома, которые преимущественно хранили запасы на бирже в течение последнего десятилетия, в основном перешли на специализированные логистические компании.
Сбои в цепочках поставок сначала из-за COVID-19, а затем из-за резкого роста цен на энергоносители после начала конфликта на Украине привели к истощению запасов на рынке последней инстанции, сократив спрос на складские площади. Но, возможно, сейчас происходит смена цикла. Во втором квартале объемы хранилищ LME немного увеличились впервые за два года на фоне признаков роста запасов из-за слабого мирового спроса на металлы.
Чем меньше запасов, тем меньше хранилищ
Запасы всех металлов, зарегистрированных на LME, сократились с 2.7 млн метрических тонн в первом квартале 2021 года до многолетнего минимума на уровне 571000 в начале года. На конец июня скрытые запасы LME, находящиеся на внебиржевых складах, составляли всего 246000 метрических тонн по сравнению с более чем 2.0 млн в первом квартале 2021 года.
Существенное сокращение запасов привело к значительному уменьшению складской сети LME. Общий объем хранилищ снизился с более чем 4.3 млн квадратных метров в первой половине 2021 года до 3.3 млн в конце марта 2023 года.
За последние два года количество складов, зарегистрированных на бирже, сократилось на 151 единицу. Halley Metals, 4STOX и Kloosterboer вышли из складского бизнеса LME в первом полугодии. Все три компании были локальными операторами, которые соответственно обслуживали Испанию, Антверпен и нидерландский порт Флиссинген.
C. Steinweg, крупнейший оператор LME по количеству зарегистрированных складов, за тот же период исключил из списка 34 объекта. Многие из них находились в Роттердаме, где компания продает старые склады, расположенные на берегу, поскольку она наращивает новые глубоководные мощности. Компания Pac Global Services сократила число объектов на 15 единиц за тот же период, но при этом обошла Access World с 74 единицами, став вторым по величине игроком.
Access, которую торговый дом Glencore (GLEN. L) продал Infinity Logistics (1442.HK ) в 2022 году, сократила присутствие на LME на 49 единиц до 64 с середины 2021 года. Однако за последние 12 месяцев темпы сокращения заметно замедлились. После массового сокращения на 132 единиц в прошлом году общее количество складов, зарегистрированных на LME, уменьшилось всего на 19 единиц.
Некоторые операторы даже снова наращивают операции.
Разворот в сторону Южной Кореи
Объем хранилищ LME перестал сокращаться во втором квартале 2023 года, при этом был зафиксирован небольшой чистый прирост на 31300 квадратных метров по сравнению с первым кварталом. Сокращение объемов в Роттердаме и Сингапуре компенсировали новые мощности в малайзийском Порт-Кланге и южнокорейских портах Пусан, Инчхон и Кванъян.
С конца сентября прошлого года склады LME в Кванъяне увеличились на 35000 квадратных метров до 249000. Сейчас в Кваньяне 63 склада, зарегистрированных на бирже, что является вторым по величине показателем после Роттердама.
Складской оператор LME Istim расширяет присутствие, зарегистрировав 24 единицы за последний год. В настоящее время это крупнейший оператор LME в порту с 31 складом. Кваньян обошел Порт-Кланг, став новым хабом для хранения алюминия, зарегистрированного на LME, запасы которого выросли с 24025 метрических тонн в начале года до 257025. Istim стал основным получателем этого металла, хотя другие операторы тоже начинают принимать поставки.
Смена цикла
Большая часть алюминия, на который распространяется гарантия в Кванъяне, — российский металл, перемещенный с западных рынков. Несмотря на отсутствие официальных санкций, многие западные потребители ввели самосанкции, решив отказаться от российского алюминия в пользу других производителей. Китай нарастил импорт российского металла, но, по-видимому, его все равно достаточно для поставок на LME. В конце июля на долю российского алюминия приходилось 81% от всего алюминия, зарегистрированного на LME.
Скорее всего, в ближайшие недели его станет еще больше. Китайская металлургическая промышленность столкнулась с кризисом в секторе недвижимости внутри страны, а также со снижением спроса на продукцию за рубежом. Производство сокращается в США и на большей части Европы. Промышленные металлы переживают циклический спад, который трансформируется в рост запасов на LME.
Запасы в целом восстановились с январских минимумов до 780000 метрических тонн в конце июля, а затем поставки ускорились. Запасы цинка на LME достигли максимума за год, а запасы меди всего за месяц выросли с 60225 до 96625 метрических тонн.
Но, как правило, именно алюминий быстрее всего накапливается в периоды слабого спроса. Это крупнейший рынок недрагоценных металлов с объемом первичной продукции свыше 69 млн метрических тонн, при этом, как известно, цепочка поставок медленно реагирует на изменения в использовании из-за расходов на закрытие и повторный запуск металлургических заводов.
В прошлом запасы алюминия быстро увеличивались, и в этом году цикл, похоже, снова повторяется, хотя он явно смещен в сторону российского металла. Это не очень хорошая новость для быков. Но это определенно хорошая новость для складских операторов LME.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Reuters
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Китай купил рекордный объем российского алюминия в июле