Казахстан покупает танкеры для перевозки своей нефти через Каспийское и Черное моря, что является последним признаком того, что крупнейший производитель нефти в Центральной Азии ищет альтернативу своему основному экспортному трубопроводу через Россию.
Подразделение государственной АО "НК "КазМунайГаз" уже приобрело два танкера дедвейтом 8 тыс. тонн каждый (относительно небольшие суда по меркам нефтяной отрасли) для перевозки нефти через Каспийское море, сообщил заместитель министра энергетики Ерлан Аккенженов. По его словам, для работы в Черном море планируется приобрести еще два судна дедвейтом 80 000 тонн каждое — один из наиболее распространенных размеров.
Атырауский нефтеперерабатывающий завод, управляемый национальной компанией «КазМунайГаз», в Атырау, Казахстан.Фотограф: Андрей Рудаков/Bloomberg
Казахстан изучает эти альтернативы, несмотря на то, что Каспийский трубопроводный консорциум, проходящий через Россию, остается наиболее выгодным маршрутом для экспорта нефти из страны, сказал Аккенженов. По его словам, другим видам транспорта «сложно конкурировать» с КТК.
В прошлом году КТК отправил около 80% казахстанского экспорта нефти, доставляя нефть по наземному трубопроводу с основных месторождений страны на черноморский танкерный терминал недалеко от российского порта Новороссийск.
Нефть с терминала становится все более важной альтернативой поставок российской нефти в Европу после конфликта на Украине. Однако перебои в работе терминала весной и летом 2022 года вынудили Казахстан временно ограничить добычу нефти. Военный конфликт также увеличил риск для судоходства в регионе.
По словам Аккенженова, в этом году Казахстан уже экспортировал 300 000 тонн нефти через Каспийское море и по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, который проходит из Азербайджана в Турцию, и планирует отправить в общей сложности около 1,5 миллиона тонн в этом году. Это лишь малая часть экспорта КТК, который по состоянию на 18 августа в этом году составил 40,5 млн тонн преимущественно казахстанской нефти, сообщается на сайте консорциума.
Страна также имеет возможность увеличить экспорт нефти в Китай до 6,5 миллионов тонн в год с 1 миллиона, запланированных к отправке в этом году. "Это будет зависеть от экономических интересов производителей", - сказал Аккенженов.
Казахстан планирует расширить производство топлива на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе на юге страны, «эффективно построив там новый нефтеперерабатывающий завод» к 2030 году, сказал Аккенженов. По его словам, проект удвоит мощность до 12 миллионов тонн нефти в год при ориентировочной стоимости от 5 до 6 миллиардов долларов. Еще $500 млн могут быть потрачены на расширение трубопровода до НПЗ, сказал он.
По словам Аккенженова, обсуждается проект по устранению узких мест на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе на западе страны, что могло бы увеличить его мощность на 1 миллион тонн.
"Эти меры позволят нам покрыть внутренние потребности в топливе", - сказал Аккенженов. «Мы также стремимся возобновить и увеличить экспорт нефтепродуктов в Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Европу», — сказал он. Казахстан уже отправляет мазут в Евросоюз, сказал он.
Из-за сбоев в энергоснабжении запланированная добыча нефти в Казахстане в этом году сократилась до 89 миллионов тонн с первоначального плана в 90,5 миллиона тонн, сказал Аккенженов. По его словам, страна планирует отправить транзитом 10 миллионов тонн российской нефти в Китай в этом году и в 2024 году.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Вице-премьер Казахстана заявил, что Китай вскоре станет главным торговым партнером