В последние четыре года произошли огромные потрясения: Covid; перебои в поставках после пандемии; военный конфликт на Украине и последующий скачок цен на сырьевые товары. Закончилась ли эта серия масштабных потрясений? Ужасное нападение на Израиль и конфликт в Газе предполагают, что, возможно, ответ — «нет». Недавние волнения на рынках облигаций являются еще одним признаком сохраняющейся непредсказуемости.
Получается, что анализ последнего прогноза мировой экономики, подготовленный МВФ, возможно, уже немного устарел. Тем не менее, как всегда, с ним полезно ознакомиться. Он одновременно обнадеживает и вызывает беспокойство. Мировая экономика доказала устойчивость, однако в более долгосрочной перспективе показатели ухудшились в сочетании с расхождениями в показателях богатых и бедных стран по сравнению с ожиданиями.
Что касается устойчивости, то стоит отметить три обнадеживающих фактора: МВФ не пришлось серьезно пересматривать апрельские прогнозы; потрясения на финансовых рынках, наблюдавшиеся весной, включая крах американских региональных банков и Credit Suisse, утихли; и самое важное — появляется все больше свидетельств того, что инфляция снизится до целевого показателя без рецессии. Соответственно, процесс снижения темпов инфляции может оказаться менее болезненным, чем ожидалось. В докладе МВФ о перспективах мировой экономики отмечается, что рынки труда по-прежнему демонстрируют уверенные показатели во многих странах с высоким уровнем дохода без признаков «спирали роста заработной платы и цен». Также наблюдаются признаки «компрессии заработной платы», когда более низкая зарплата растет по сравнению с более высокой. Согласно докладу, это может быть связано с удобством гибкой и удаленной работы для квалифицированных работников: они готовы работать на дому за меньшую плату.
Тем не менее, сохраняются существенные краткосрочные риски. Один из них связан с усилением кризиса недвижимости в Китае. Также сохраняется возможность дальнейшей волатильности цен на сырьевые товары. Другой фактор — снижение потребления по мере сокращения сбережений, накопленных в эпоху Covid, особенно в США. Еще один риск — более устойчивая инфляция, чем ожидалось: возможное снижение инфляции без рецессии не является причиной для преждевременного отказа от принятия мер. Наконец, в этом новом мире фискальная политика будет более ограничена. Не в последнюю очередь это означает, что развивающиеся страны столкнутся с затратными долгами. Вполне вероятны дальнейшие финансовые потрясения.
Долгосрочные проблемы
Более того, к сожалению, устойчивость не означает высокую динамику. Таким образом, в 2023 году мировое производство будет примерно на 3% ниже, чем прогнозировалось до пандемии. При этом в странах с высоким уровнем дохода потери довольно невелики: в США наблюдается даже небольшой прирост. Однако в развивающихся странах последствия были более негативными. Это говорит о том, что у стран с высоким уровнем дохода гораздо больше возможностей, чтобы справляться с потрясениями по сравнению с более бедными странами, у которых нет ресурсов для создания вакцин или получения дешевых кредитов. В результате пандемия, конфликт на Украине и климатические шоки полностью изменили многолетние тренды в плане сокращения бедности: по данным Всемирного банка, в 2022 году в условиях крайней нищеты жило на 95 млн человек больше, чем в 2019 году.
Низкие и противоречивые экономические показатели, фиксируемые в последнее время, следует рассматривать в более долгосрочном контексте. В докладе МВФ отмечается, что с 2008 по 2023 год среднесрочные перспективы глобального роста снизились на 1.9%. Наблюдается общий экономический упадок. Но более существенное значение это имеет для развивающихся стран. По оценкам, чтобы наполовину сократить разрыв в доходах на душу населения со странами с высоким уровнем дохода развивающимся странам теперь понадобится примерно 130 лет, согласно прогнозам от апреля 2023 года, по сравнению с 80 годами, которые прогнозировались в апреле 2008 года. История экономической конвергенции уже не выглядит столь радужно.
В будущем ожидаются более долгосрочные проблемы. Одна из них — климат: в этом году в мире был зафиксирован самый жаркий сентябрь за всю историю после того, как предыдущий рекорд был побит на целых 0.5°C. Более того, если реальные процентные ставки будут постоянно повышаться, как считают некоторые, условия для долгосрочных инвестиций и экономического роста будут ухудшаться, как раз тогда, когда для решения климатических проблем и достижения более масштабных целей в области развития необходим огромный приток инвестиций. Раскол в мировой экономике, сопровождающийся ростом протекционизма и жесткой геостратегической конкуренцией, вероятно, усугубит ситуацию. В худшем случае последствия недавних событий окажутся не просто необратимыми, а станут предвестником перманентного спада в производительности.
В конечном счете, все это, по сути, политические проблемы, что говорит о том, что они практически неразрешимы. При этом существуют ресурсы и технологии, необходимые для их устранения. Нет никаких веских оснований, почему такое количество людей должно жить в столь ужасных условиях. Также нет причин, которые помешали бы справиться с климатическими и другими экологическими проблемами. Но для этого нужно признать наличие общих интересов, необходимость коллективных действий и неизбежность возможностей, которые до недавнего времени считались призрачными.
У людей не получается коллективно мыслить и действовать разумно, и сейчас становится только хуже, учитывая хаос в Вашингтоне, неправильные политические решения в Китае, конфликт на Украине, невозможность достичь мира между Израилем и Палестиной, а также неспособность избежать некоторых последствий недавних потрясений для бедных стран.
На ежегодных заседаниях в Марракеше политикам необходимо согласовать значительное увеличение объема ресурсов для МВФ и Всемирного банка. Почти все это знают. Но удастся ли сделать это? Многие сильно сомневаются. Но это необходимо. Человечеству пора немного повзрослеть.
Подготовлено по материалам издания The Finnacial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
МВФ повысил прогноз роста экономики России на 2023 год, оставив глобальный прогноз без изменений
Распродажа облигаций может помешать мягкой посадке
Почему Китай не хочет идти на решительные меры, чтобы оживить экономику
Слабый спрос на газ в Европе сигнализирует о нарастании промышленного кризиса