На фото: нефтетанкер у берегов Ростова-на-Дону. Источник: The Wall Street Journal
США планируют ужесточить меры за обход санкций в отношении российской нефтяной отрасли в попытке укрепить новый режим ограничения цен, эффективность которого стала снижаться. Министр финансов Джанет Йеллен заявила в интервью, что США, «вполне вероятно», предпримут шаги, чтобы обеспечить соблюдение потолка цен на уровне $60 за баррель, который США и их партнеры установили для продажи российской нефти.
Россия продавала нефть выше $60 в течение нескольких недель, при этом базовые цены в конце сентября выросли до $85 за баррель, что породило вопросы по поводу возможного нарушения ограничений компаниями. Цены на нефтепродукты, такие как дизельное топливо, также торгуются выше западного потолка.
«Мы очень внимательно следим за соблюдением ограничений и хотим убедиться, что участники рынка понимают, что мы серьезно относимся к ценовому потолку, и бизнес должен соблюдать ограничения в том, что касается предоставления западных услуг», — заявила Йеллен The Wall Street Journal в самолете ВВС по пути в Марракеш, Марокко, где она принимает участие в заседаниях Всемирного банка и Международного валютного фонда.
Она не назвала какие-то конкретные действия.
Ограничение цен предполагает, что западные компании могут транспортировать, торговать или страховать российскую нефть только в том случае, если она продается не выше предельной стоимости, в противном случае они могут подпасть под санкции со стороны США и их союзников. После начала конфликта на Украине Россия создала собственную транспортную инфраструктуру для продажи нефти, что позволило экспортерам обходить предельные цены.
Тем не менее, значительная часть российской нефти и нефтепродуктов по-прежнему продается с помощью Запада. Согласно анализу Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха, из 4.44 млрд евро, что эквивалентно примерно $4.68 млрд, ископаемого топлива, экспортированного Россией за неделю, закончившуюся 1 октября, 37% было перевезено на судах, принадлежащих или застрахованных компаниями в Европе или странах G7.
После того как летом эталонная российская нефть Urals поднялась выше $60, аналитики и трейдеры начали задаваться вопросом, когда же вмешаются США, если вообще сделают это. США и их союзникам придется публично наказывать фирмы за нарушение санкций, согласно которым банки, страховщики и трейдеры должны обещать, что они будут работать только с той нефтью, которая торгуется по предельным ценам или ниже, исходя из имеющихся у них информации. Некоторые аналитики сомневались, что многие западные фирмы действительно соблюдали правила, если средняя цена была значительно выше $60.
Щекотливая задача
Рост Urals препятствует достижению одной из двух целей, которым должен способствовать ценовой потолок: ограничение доходов России от продажи нефти, которые составляют значительную часть российского бюджета, и финансирование военных действий на Украине. Судя по данным о российском бюджете, хотя доходы России от нефти и газа за январь-сентябрь снизились на 34.5% в годовом исчислении, доходы от энергоносителей в сентябре выросли на 15%, поскольку более высокие цены на российскую нефть в сочетании с ослаблением рубля увеличили поступления.
В то же рост мировых цен на нефть этим летом оказал давление на американские цели по поддержанию стабильности мировых энергетических рынков. Основная проблема ограничения цен связана с ролью России как одного из крупнейших в мире производителей нефти.
Американские чиновники опасаются, что отрасль может пострадать из-за слишком жестких санкций, что приведет к отключению ключевого поставщика от рынков и усилению инфляции во всем мире. Принимая меры по обеспечению соблюдения ограничений, США столкнутся с щекотливой задачей — предотвратить обход санкций и не оттолкнуть при этом западные фирмы от покупки российской нефти.
«В целом на рынке царят такие настроения, будто никакого контроля за соблюдением ограничений нет», — заявил Виктор Катона, ведущий аналитик по рынку нефти в компании Kpler, отслеживающей сырьевые товары.
По его словам, сложная цепочка поставок, которую Россия разработала для доставки нефти конечным покупателям, ставит под угрозу любые попытки ввести ограничения. Судя по всему, торговые компании покупают нефть по соответствующим ценам в российском порту, который является той точкой в экспортной цепочке, где изначально применяется ограничение, а затем перепродают нефть несколько раз, прежде чем она достигнет пункта назначения, где конечная цена продажи нефтеперерабатывающим предприятиям уже превышает ограничение. Как отметил Катона, сторонним наблюдателям практически невозможно отследить эти продажи в море.
Даже при более высоких ценах на российскую нефть американские чиновники по-прежнему считают ценовое ограничение успехом. По их словам, России пришлось выделить значительные ресурсы на покупку нефтяных танкеров и альтернативных форм страхования, что отвлекает средства Кремля, которые могли бы пойти на финансирование СВО. США, Европейский союз и их союзники в основном запретили импорт российской нефти, при этом Россия должна продолжать поставки нефти другим покупателям, многие из которых находятся в Индии.
«Чистая выручка России существенно ниже цен, по которым она продает нефть», — заявила Йеллен.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Wall Street Journal
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Китай экономит миллиарды, покупая подсанкционную нефть
Архитектор потолка цен на российскую нефть хочет его усовершенствовать
Нефтегазовые доходы российского бюджета выросли на 15% м/м в сентябре — официальные данные