Среди политиков прочно укрепилась идея о том, что мировая торговля возвращается к эпохе великих держав и геополитики. Учитывая энергетические потрясения из-за конфликта на Украине, спрос на важнейшие полезные ископаемые для энергетического перехода и хрупкость сельскохозяйственного производства, существуют опасения по поводу фрагментации мировой экономики в борьбе за дефицитное сырье и продовольствие.
Безусловно, многих беспокоят риски новой холодной войны между соперничающими блоками, сосредоточенными в Вашингтоне и Пекине, для глобального благосостояния. Однако прошлый опыт и нынешние наблюдения свидетельствуют о том, что способные к адаптации компании и прагматичные правительства зачастую успешно противостоят стратегическим усилиям монополизировать сырьевые рынки.
МВФ, чьи ежегодные заседания проходят на этой неделе, давно предупреждает о геофрагментации. В рамках последнего прогноза экономисты Фонда оценивают последствия разделения сырьевых рынков на геоэкономические блоки с центром в США и Европе с одной стороны, и Китае — с другой.
Некоторые виды сырья столкнулись бы с серьезными потрясениями. Цены на пальмовое масло и сою в блоке, сосредоточенном в Китае, выросли бы более чем на 500%, при этом в регионе США-Европа произошел бы аналогичный скачок цен на переработанные полезные ископаемые.
Даже в этом случае совокупное глобальное воздействие на объем производства не является катастрофическим. В странах с низким уровнем дохода, которые часто зависят от импорта продуктов питания, валовой внутренний продукт сократился бы на 1.2%, однако общемировой ВВП снизился бы всего на 0.3%.
Ошибки в моделировании
Для достижения таких результатов требуется просто невероятная политическая биполяризация. При моделировании МВФ распределяет страны по блокам с учетом голосования в ООН. В результате Бразилия, например, оказывается в группе США-Европа, и это одна из причин, почему соя так быстро дорожает в китайском блоке в рамках моделирования. По сути, Бразилия, крупнейший в мире экспортер сои, продает около 70% продукции Китаю. Идея о том, что Бразилия по политическим причинам прекратит продажи Китаю, который также является членом объединения БРИКС, включающего страны со средним уровнем дохода, лишь подчеркивает нереалистичные выводы этого эксперимента.
На практике экспортеры сырьевых товаров, как правило, придерживаются вполне разумной и прагматичной геоэкономической стратегии. Правительства, которые берут обязательства перед одним клиентом по политическим мотивам, оказываются в зависимом и уязвимом положении. Противостояние с учетом собственных интересов приносит дивиденды.
При моделировании МВФ включил Чили, второго по величине мирового производителя лития для аккумуляторов, в американо-европейский клуб. На деле же страна продает значительную часть полезных ископаемых Китаю. Но чилийское правительство лишилось перспективы увеличить экспорт в Европу, чтобы добиться уступок в торговой сделке между ЕС и Чили, в результате которой Брюссель смягчил обычно жесткую позицию в отношении поддержки местных производителей, позволив Чили продавать литий собственной перерабатывающей промышленности по низким ценам. Индонезия, с которой стремятся поддерживать отношения как Китай, так и США из-за наличия в стране никеля, использует сильные позиции на переговорах, чтобы заставить торговых партнеров инвестировать в перерабатывающие предприятия.
До реальной фрагментации еще далеко
В любом случае, дисбаланс сил, лежащий в основе геополитической фрагментации, несопоставим с периодом первой холодной войны. США больше не обладают подавляющей финансовой или военной мощью, чтобы помочь свергнуть неудобные правительства в странах-производителях сырьевых товаров, как в случае с президентом Гватемалы Хакобо Арбенсом в 1954 году из-за его планов провести земельную реформу на принадлежащих США банановых плантациях.
Даже несмотря на разделение рынков по политическим причинам, простое соотношение спроса и предложения означает, что повышение цен в результате торговых ограничений приведет к долгосрочным решениям. Саймон Эвенетт, руководитель проекта Global Trade Alert в Университете Санкт-Галлена в Швейцарии, отмечает, что рост производства редкоземельных минералов, хотя они не являются переработанным продуктом, снизил способность Китая контролировать глобальные поставки соперникам. В 2015 году Китай производил более 80% редкоземельных элементов в мире. К 2021 году масштабный рост добычи полезных ископаемых в других странах, включая США и Австралию, сократил эту долю до 58%.
Правительства, пытающиеся контролировать сырьевые рынки, также часто сталкиваются с непосильными издержками. Сейчас очевидно, что ограничение цен, введенное G7 в отношении российской нефти на уровне $60 за баррель, не нанесло ущерба военной машине Владимира Путина. Отчасти это связано с обходом Россией санкций, включая «теневой флот» нефтяных танкеров. Однако эффект от такой политики всегда был ограниченным, учитывая стремление стран G7 избежать глобального дефицита нефти, который подрывает их собственные экономики. Аналогичным образом, когда Китай ввел торговые ограничения в отношении Австралии в 2020 году, он был вынужден освободить от санкций экспорт австралийской железной руды из-за недостатка других источников поставок.
О геоэкономической фрагментации гораздо чаще можно услышать от политиков, чем наблюдать ее на сырьевых рынках и в производственно-сбытовых цепочках. Безусловно, это только начало: правительства могут пойти гораздо дальше, чтобы разделить рынки, а компаниям потребуется время, чтобы приспособиться к новым реалиям. Но пока мало свидетельств возвращения в эпоху, когда великие державы делят между собой мировые продовольственные и минеральные ресурсы.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Мировая экономика рассыпается на кусочки из-за кризиса глобальной торговли
Китай вступает в торговую борьбу с Европой, ориентируясь на «зеленый переход»
Как БРИКС стал настоящим клубом и почему другие хотят в него вступить