Запад готовится к зимнему сезону, когда растет потребление мазута и газойля, на фоне низких запасов дизеля в Европе и США, сокращения поставок высокосернистой нефти с Ближнего Востока и временного запрета на экспорт дизеля из России, что привело к нарушению глобальных потоков в конце сентября и начале октября.
Благодаря экспорту Китай мог бы спасти некоторые регионы от дефицита дизеля и резкого роста цен. По словам аналитиков, уже появляются признаки увеличения экспорта дизельного и другого топлива из Китая.
Китайский экспорт может опосредованно снизить дефицит на западном рынке: рост экспорта в Азиатский регион означает увеличение объемов экспорта топлива с Ближнего Востока в Европу и Америку, где запасы средних дистиллятов ограничены.
Низкий уровень запасов
Согласно последнему отчету EIA о запасах, за неделю до 6 октября запасы дистиллятного топлива в США сократились на 1.8 млн баррелей и сейчас они примерно на 11% ниже среднего показателя за пять лет для этого времени года.
Перебои на нефтеперерабатывающих заводах, изменение глобальных потоков торговли нефтью, осторожный оптимизм на рынке грузовых перевозок в США и одни из самых низких запасов за последние годы привели к ужесточению ситуации на рынке дизеля, и, вероятно, он сохранится в ближайшие месяцы, особенно в случае холодной зимы на Северо-Востоке, где наблюдается дефицит дизеля и других дистиллятов.
На рынке топочного мазута, дизеля и других средних дистиллятов на Северо-Востоке сложилась крайне напряженная ситуация в преддверии зимнего отопительного сезона, а запасы близки к пятилетним минимумам, отметили аналитики RBN Energy в аналитическом отчете в этом месяце. Цены выросли, а краткосрочные перспективы восстановления запасов «в лучшем случае ограничены».
По данным EIA, зимой 2022-2023 гг. почти 5 млн американских домохозяйств использовали топочный мазут (дистиллятное дизельное топливо) в качестве основного топлива для отопления помещений, при этом около 82% этих домохозяйств расположены на Северо-Востоке США.
В ближайшие месяцы может усилиться повышательное давление на дизель и другие дистилляты из-за таких факторов, как техобслуживание на нефтеперерабатывающих заводах в восточной Канаде и США, сокращение мировых поставок дизеля и устойчивость американской экономики, которая обеспечивает высокий спрос на производство и грузовые перевозки.
В то же время, как отмечают аналитики, запасы дизеля в Европе, которые хранятся в хабе Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA), также сократились до самого низкого уровня в этом году.
Европе нужно рассчитывать на еще одну более теплую, чем обычно, зиму, чтобы избежать дефицита дизеля и резкого роста цен, поскольку региону приходится неделями и месяцами ждать поставок дизеля с Ближнего Востока и из Азии, заявил на прошлой неделе Джулиан Ли из Bloomberg.
Европа заменила российское топливо после введения эмбарго, но сейчас она более уязвима к влиянию мирового рынка средних дистиллятов.
Китай поможет?
Китай мог бы облегчить ситуацию на мировом дизельном рынке за счет увеличения экспорта топлива. Судя по предварительным данным, он может это сделать.
«Запасы дистиллятов в США лишь ненамного больше, чем в это время в 2022 году, однако китайский экспорт, похоже, растет, как и в прошлом году, что должно помешать формированию действительно серьезного дефицита», — заявил Reuters Джон Килдафф, партнер Again Capital LLC в Нью-Йорке.
«Мы снова начинаем наблюдать подъем, аналогичный тому, который произошел в прошлом году», — отметил ведущий нефтяной аналитик Kpler Мэтт Смит в разговоре с Reuters.
Согласно отраслевым прогнозам, собранным агентством Reuters, экспорт нефтепродуктов из Китая в октябре вырастет по сравнению с сентябрем, при этом наибольший рост в месячном выражении наблюдается в поставках бензина и авиатоплива.
Что касается дизеля, то китайские НПЗ утроили его экспорт с января по август, поскольку экспортных квот и увеличения маржи переработки в Азии оказалось достаточно, чтобы стимулировать поставки на фоне слабого внутреннего спроса на дизель.
В конце сентября появились сообщения о том, что китайские власти заявили ведущим НПЗ крупнейшего в мире импортера нефти, чтобы они не рассчитывали на увеличение квот на экспорт топлива до конца года.
Тем не менее, крупные НПЗ стремятся воспользоваться гораздо более высокой маржей на экспортных рынках по сравнению с внутренним рынком.
Как рассказали Reuters источники в отрасли на прошлой неделе, китайская Sinopec, крупнейший переработчик в Азии, как сообщается, обратилась к властям с просьбой обменять часть экспортных квот на судовое топливо на квоты на экспорт дизеля, авиатоплива или бензина. По словам одного из источников Reuters, разрешения могут быть выданы к концу месяца.
«Резкое снижение цен на бензин в Азии в последние недели по сравнению со стабильными ценами на средние дистилляты также стимулирует нефтеперерабатывающие заводы наращивать экспорт дизеля и авиатоплива за счет бензина», — написала Эмма Ли, старший рыночный аналитик Vortexa, в этом месяце.
«Производство дизеля в Китае увеличится в четвертом квартале на фоне сезонного укрепления спроса в стране, и китайские нефтеперерабатывающие заводы могут предпочесть производство и экспорт дизеля вместо авиатоплива, исходя из сигналов в сфере авиаперевозок», — добавила Ли.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания OilPrice
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Китай экономит миллиарды, покупая подсанкционную нефть
Россия снимает запрет на экспорт большей части дизельного топлива