На фото Фатих Бироль, глава Международного энергетического агентства. Источник: The Financial Times
Международное энергетическое агентство ожидает, что спрос на нефть сократится почти в два раза к 2050 году, если правительства выполнят обязательства по переходу на чистую энергию, а также предупреждает, что инвестиции в нефть и газ больше не являются «безопасными и надежными» для стран или потребителей.
Глава МЭА Фатих Бироль заявил, что энергетический кризис, начавшийся на фоне эскалации конфликта на Украине, роста напряженности на Ближнем Востоке и рекордных температур в этом году, говорит о рисках дальнейшей зависимости от ископаемого топлива. Эти комментарии вышли после публикации ежегодного отчета МЭА World Energy Outlook.
Бироль настойчиво призывает прекратить новые инвестиции в нефть и газ, несмотря на усиливающееся противодействие со стороны многих производителей: от руководителей энергетических компаний в США до картеля ОПЕК.
«Глядя на сегодняшний или завтрашний мир, никто не сможет убедить меня в том, что нефть и газ являются безопасным и надежным выбором для стран и потребителей по всему миру», — заявил Бироль Financial Times.
Комментарии Бироля вышли после заключения второй крупной нефтяной сделки в этом месяце, когда Chevron согласилась приобрести Hess за $53 млрд после покупки ExxonMobil сланцевой компании Pioneer, что означает явную ставку двух крупнейших западных производителей нефти и газа на долговечность ископаемого топлива.
Директор Chevron Майк Вирт напрямую раскритиковал МЭА за прогнозы по поводу достижения пика спроса на ископаемое топливо до конца этого десятилетия, при этом он не думает, что это «хотя бы отдаленно соответствует действительности».
Отвечая на вопрос о сделках, Бироль отметил, что «крупные инвестиции в ископаемое топливо» не только представляют «риск для климата, но и сопряжены с некоторыми коммерческими рисками, поскольку мир, возможно, не нуждается в увеличении добычи нефти».
МЭА заявило в отчете, что появились новые риски, связанные с избыточными инвестициями в ископаемое топливо, по мере стремления правительств укрепить энергетическую безопасность после начала конфликта на Украине, в том числе за счет увеличения инвестиций в сжиженный природный газ для замены российских поставок.
Хотя «беспрецедентный всплеск» новых проектов по производству СПГ с 2025 года снизит опасения по поводу поставок, перспектива чрезмерных инвестиций означает, что «опасения некоторых крупных владельцев ресурсов и определенных нефтегазовых компаний по поводу того, что мир недостаточно инвестирует в поставки нефти и газа, больше не связаны с современными технологиями».
Тревожные перспективы
Как сообщила FT в сентябре, отчет МЭА за 2023 год ознаменовал первый годовой прогноз, согласно которому, мировой спрос на нефть, газ и уголь достигнет пика до 2030 года.
Согласно последним сценариям МЭА, которые основаны на политике и предложениях правительств, спрос на нефть снизится до 92.5 млн баррелей в сутки к 2030 году и до 54.8 млн баррелей в сутки к 2050 году, если будут выполнены все обязательства, заявленные правительствами. Спрос на нефть впервые превысил 100 млн баррелей в сутки в 2019 году.
Однако сценарии МЭА также предполагают более тревожные перспективы для окружающей среды, если правительства не смогут выполнить обязательства и проводить нынешнюю политику. Тогда спрос на нефть едва ли упадет к 2050 году, сократившись всего до 97.4 млн баррелей в сутки.
Ранее ОПЕК спрогнозировала, что спрос на нефть увеличится до 116 млн баррелей в сутки к 2045 году, что говорит о сильных разногласиях между производителями и МЭА.
Если все обязательства правительств будут выполнены, то, по мнению МЭА, «неизменная» доля ископаемого топлива в мировом энергоснабжении составит всего 32% в 2050 году по сравнению с 80% в 2022 году.
Возобновляемые источники энергии, биомасса, атомная энергетика, а также выработка энергии за счет угля и газа, где улавливаются и хранятся выбросы углекислого газа, составили бы 66% от мирового производства энергии.
Организация приветствовала прогресс и инвестиции в экологически чистую энергетику, которые позволили использовать возобновляемые источники энергии для обеспечения этого перехода. Однако государственная политика должна стать гораздо масштабнее, чтобы ограничить глобальное потепление критическим уровнем в 1.5°С, которое предусмотрено Парижским соглашением 2015 года.
По данным МЭА, глобальные выбросы по-прежнему останутся достаточно высокими, повышая средние глобальные температуры примерно на 2.4°С в этом столетии, что приведет к «масштабным и серьезным последствиям из-за изменения климата».
Перспектива превышения целевого показателя в 1.5°С сделает предстоящую климатическую конференцию COP28 в ОАЭ, «возможно, такой же важной», как заседание 2015 года, на котором была согласована данная цель, отметил Бироль.
Согласно самому амбициозному сценарию МЭА, предусматривающему «чистый ноль», который позволит поддерживать предельный уровень в 1.5°С, к 2050 году на ископаемые виды топлива будет приходиться всего 12% мирового спроса на энергоносители.
«Самая большая проблема —фрагментация», — заявил Бироль, имея в виду военные конфликты с участием Украины и Израиля.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Мировой спрос на природный газ будет замедляться до 2026 года, сообщает МЭА
ОПЕК повысила прогноз спроса на нефть в долгосрочной перспективе
МЭА обозначило «начале конца» эпохи ископаемого топлива
МЭА: спрос на нефть, газ и уголь достигнет апогея в этом десятилетии