Дизельным топливом заправляют грузовики, поезда и суда, а также его используют в сельском хозяйстве и строительстве. Нафта используется в нефтехимическом секторе для производства всего — от медицинского оборудования до жевательной резинки. В этом году годовое потребление обоих видов топлива в Европе сократится, а потребление нафты достигнет самого низкого уровня с 1975 года.
«Слабый экономический рост в Европе сильно ударил по производственному сектору, — поясняет Алан Гелдер, вице-президент по нефтепереработке, химическим веществам и нефтяными рынкам консалтинговой компании Wood Mackenzie Ltd. — Это привело к снижению спроса на нафту, как на сырье для нефтехимии, и на дизельное топливо для производства и перемещения товаров».
Почему падает спрос
Спрос на континенте остается критически важным даже в условиях, когда трейдеры сосредоточены на возможности перебоев в поставках, связанных с войной на Ближнем Востоке. Ожидаемое снижение потребления этих двух видов топлива в текущем году составляет более полумиллиона баррелей в день по сравнению с допандемическим уровнем, что не намного меньше общего объема потребления нефти в Бельгии.
Поскольку Европа является крупным импортером дизельного топлива с Ближнего Востока, из Индии и США, а также регулярным экспортером нафты в Восточную Азию и Латинскую Америку, любое значительное снижение потребления в Европе, скорее всего, окажет влияние на экономику и нефтяные рынки во всем мире.
Спрос на газойль включает в себя дизельное топливо для дорожного транспорта, печное топливо и другие виды газойля. Нафта используется в основном в качестве сырья для нефтехимии; нафта, которая используется для смешивания бензина в эти данные не включена. Данные приведены по европейским странам ОЭСР и выражены в млн баррелей в день.
Снижение спроса в этом году отчасти объясняется долгосрочными структурными тенденциями. Покупатели в Европейском союзе уже давно отдают предпочтение бензиновым моделям, а не дизельным, кроме того, продажи электромобилей также снизили потребление.
Но и экономический кризис в Европе также является важным фактором. Данные по индексу менеджеров по закупкам свидетельствуют о продолжающемся сокращении объемов строительства и производства в еврозоне, в то время как инфляция остается выше целевого уровня. Экономика Германии, крупнейшей страны Европейского союза, в прошлом квартале сократилась и рискует вступить в рецессию.
Потребление нафты в этом году снизится более чем на четверть по сравнению с 2021 годом и составит 844 тыс. баррелей в день, что является самым низким показателем за последние 48 лет, считает Киаран Хили, аналитик нефтяного рынка из Международного энергетического агентства. Нафта также используется в смесях для производства бензина, однако при измерении ее потребления Агентство не учитывает этот объем, а ориентируется в основном на продукт, используемый в нефтехимической отрасли.
По данным компании Argus Media Ltd., производительность установок парового крекинга в нефтехимии снизилась. Они перерабатывают нафту и другое сырье в основные химические компоненты. Производитель OMV AG во вторник также понизил свой прогноз по загрузке паровых крекинговых установок в Европе.
Данные приведены по 14 странам ЕС, а также Великобритании и Норвегии. Показатели загрузки основаны на производстве этилена на заводах и не учитывают другие виды продукции, например, пропилен.
Во вторник нефтехимический гигант BASF SE объяснил снижение объемов производства химической продукции в Европе «снижением спроса в результате высокой инфляции, роста процентных ставок и возобновления роста цен на природный газ».
Тенденция снижения спроса на дизельное топливо
В пяти ведущих странах континента — Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании — последние данные свидетельствуют о снижении спроса на дизельное топливо.
В сентябре продажи дизельного топлива на дорогах Франции упали на 13,4% по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что общий спрос на нефть в Германии в этом году снизится примерно на 90 тыс. баррелей в день, что больше, чем в любой другой стране мира, кроме Пакистана.
В целом, по данным МЭА, спрос на дизельное топливо в Европе, входящей в ОЭСР, в этом году снизится примерно на 380 тыс. баррелей в день по сравнению с уровнем 2019 года, предшествовавшим пандемии.
Неоднозначная картина
Глобальная картина еще более неоднозначна. В Китае, несмотря на проблемы в секторе недвижимости, спрос растет: за январь-август текущего года потребление дизельного топлива увеличилось на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а потребление нафты, по данным JODI, выросло более чем в два раза за соответствующий период.
В Китае наблюдаются масштабные инвестиции в нефтехимические мощности. По словам Эмбер Лю, руководителя отдела аналитики нефтехимической отрасли ICIS в Азии, рост производства привел к тому, что многие продукты отрасли, такие как этилен, пропилен и ароматика, оказались в избытке, хотя и повысили привлекательность страны в качестве производственного центра.
«У Китая самые эффективные цепочки поставок, поэтому цены на готовую продукцию в этой стране чрезвычайно конкурентоспособны по сравнению с другими странами», — говорит Лю.
В США предполагаемый спрос на дистилляты, включающие дизельное топливо и печное топливо, в последние несколько недель упал ниже сезонной нормы. В дальнейшем, согласно правительственным прогнозам, спрос на дистилляты в четвертом квартале останется ниже уровня прошлого года, а в начале следующего года начнет расти.
Тем не менее, по мнению аналитиков JPMorgan, грузоперевозки демонстрируют признаки начавшегося восстановления, а железнодорожные перевозки также растут.
Нафта обычно используется для производства бензина в США, в то время как более дешевые жидкости, получаемые как побочный продукт от бурения сланцевых месторождений — стали предпочтительным сырьем для нефтехимии.
В Европе «перспективы до 2024 года остаются слабыми для обоих видов продукции», — добавил Гельдер.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Энергетические компании отправляют газ на Украину, так как хранилища ЕС уже заполнены